Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 402 
Next page End  

4. Почему при изучении различных проблем и решении вопросов исследователи личности
предпочитают применять экспериментальный метод? Какие факторы, кроме независимой переменной,
должен учитывать исследователь при интерпретации результатов эксперимента?
5. Обсудите некоторые этические принципы, которые учитываются при проведении
экспериментального исследования. Кто ответственен за то, чтобы эти принципы гарантированно
соблюдались?
6. Объясните различия между прогностической валидностью и текущей валидностью.
Глоссарий
Артефакт (Artifact). He подразумеваемые в лабораторном эксперименте факторы, которые
могут повлиять на изменения независимой переменной (например, испытуемый понимает, что он
является объектом наблюдения со стороны экспериментатора).
Валидность (Validity). Понятие, обозначающее, что тест измеряет то, для чего он предназначен.
Гипотеза (Hypothesis). Определенное предсказание о связи между двумя или более
переменными, логически вытекающее из теории.
Дивергентная валидность (Divergent validity). Степень, в которой тест не измеряет тот
конструкт, для измерения которого он не предназначен.
Естественное наблюдение (Naturalistic observation). Тщательное наблюдение за поведением в
реальных условиях жизни, без прямого вмешательства исследователя.
Зависимая переменная (Dependent variable). Применительно к эксперименту переменная,
измерение которой производится после того, как была изменена независимая переменная. Переменная,
получаемая в результате эксперимента.
Конвергентная валидность (Convergent validity). Величина корреляции показателей данного
теста с показателями другого теста, который предположительно измеряет тот же самый конструкт.
Конструктная валидность (Construct validity). Доказательство того, что тест измеряет
определенный гипотетический конструкт; предполагает валидизацию как самого теста, так и тех
характеристик, которые предположительно связаны с рассматриваемой концепцией.
Контрольная группа (Control group). Применительно к эксперименту группа субъектов, не
подвергающихся никакому экспериментальному воздействию, но сравниваемая с экспериментальной
группой. Ответы испытуемых из контрольной группы могут сравниваться с ответами испытуемых из
экспериментальной группы с целью установления любых различий.
Корреляционный метод (Correlational method). Стратегия исследования, при которой
определяются связи между двумя или более переменными (величина их корреляции).
Коэффициент корреляции (Correlation coefficient). Количественный показатель,
обозначающий силу и направление связи между двумя переменными. Положительная корреляция
обозначает, что большие значения одной переменной соответствуют большим значениям другой
переменной. Отрицательная корреляция обозначает, что большие значения одной переменной
соответствуют малым значениям другой переменной.
Метод анамнеза (Case study method). Стратегия исследования, направленная на детальное
изучение отдельного индивидуума.
Методики самоотчета (Self-report techniques). Тесты самоотчета, в которых форма ответов,
процедура проведения и измеряемые параметры стандартизованы.
Многомерные тесты (Multidimensional tests). Личностные опросники самооценки,
позволяющие измерять одновременно несколько параметров личности респондента (например, MMPI).
Молчаливое согласие (Acquiescence). Тенденция отвечать «да» или «верно» на вопросы теста,
независимо от их содержания.
Надежность (Reliability). Измерение постоянства (стабильности) теста (или другого метода
оценки). Постоянство оценок при повторном тестировании одной и той же группы людей называется
ретестовой надежностью. Постоянство оценок по пунктам теста называется внутренней
согласованностью.
Независимая переменная (Independent variable). Применительно к эксперименту
переменная, изменяемая экспериментатором с целью определения ее воздействия или влияния на
другую (зависимую) переменную. Переменная, рассматриваемая в качестве «причины» в причинно-
следственных связях.
Hosted by uCoz