Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 402 
Next page End  

представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической
деятельности новорожденных младенцев.
Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих
представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и
нереальное, «себя» и «не-себя». Трагедия поведения в соответствии с первичным процессом
заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом,
способным удовлетворять потребность, и его образом (например, между водой и миражом воды для
человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если
не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал
Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных
потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети
усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого
знания возникает вторая структура личности, эго.
Эго (от лат. «ego» «я») это компонент психического аппарата, ответственный за принятие
решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями,
налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него
и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.
Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за
выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид, эго должно
постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными
событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ
пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение.
То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится.
Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои
инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира — искусство не
всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать,
запоминать и т. д. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем
стремлении удовлетворять желания и потребности ид.
В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу
реальности,
цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения
инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом
и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает
возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии
ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение сексуальной
потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Итак,
когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности
вносит в наше поведение меру разумности. Эго, по контрасту с ид, различает реальность и фантазию,
выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в
рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд
называл вторичным процессом,
эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы
инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и для других людей
образом. Таким образом, эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания
интеллектуальных процессов и решения проблем. Как будет показано в дальнейшем, одной из основных
целей психоаналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии эго, чтобы
стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.
Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь
систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это
приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа — посредством
формирования суперэго (от лат. «super» — «сверх» и «ego» — «я»).
Суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий
интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда,
организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря
взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-
этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от
родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и
«неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте
Hosted by uCoz