Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 402 
Next page End  

от трех до пяти лет). Первоначально суперэго отражает только родительские ожидания относительно
того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить
в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того,
как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников),
сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые
группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной
совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.
Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается
посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют
«непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к
критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда
он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он
формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению
для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.
Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими
академическими достижениями.
Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется
самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго,
пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается
направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно
пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Инстинкты — движущая сила поведения
Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются
сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века,
Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения
энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при
этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических
терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние
возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное
количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума
состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для
него скоплением этой энергии.
Например, если значительная часть вашей энергии расходуется на постижение смысла того, что
написано на этой странице, то ее не хватит на другие виды психической активности — на то, чтобы
помечтать или посмотреть телевизионную передачу. Аналогично, причиной, заставляющей вас читать
эти строки, может служить стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью сдавать
экзамен на следующей неделе.
Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии
возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество
психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая
позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы
телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.
В инстинктах
проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки.
Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение)
определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым,
замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное
напряжение — их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые
являются «конечной причиной любой активности» (Freud, 1940, р. 5).
Сущность жизни и смерти
Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование
двух основных групп: инстинктов жизни и смерти.
Первая группа (под общим названием Эрос)
включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие
Hosted by uCoz