Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 402 
Next page End  

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с
эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы
выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы,
анус и половые органы.
В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим
развитие человека, является сексуальный инстинкт,
прогрессирующий от одной эрогенной зоны к
другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный
участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение.
Психосексуальное развитие — это биологически детерминированная последовательность,
развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного
уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный
долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и
сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание,
кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального
удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало
возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например,
осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется
чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит
чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного»
поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на
которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.
Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на
более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного
для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может
регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь
«покрепче». Регрессия — это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или
остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда рассматривают
регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в
основном от силы фиксации (Fenichel, 1945). Фиксация представляет собой неспособность продвижения
от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей,
характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у
десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо
проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с
освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он
подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом,
структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии
психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой
из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера, которые мы вскоре
рассмотрим. А сейчас обратимся к характеристикам, выдвинутым Фрейдом на первый план в развитии
личности.
Оральная стадия
Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание
младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него — единственный способ
получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с
удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают
питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения доставляют
удовольствие. Поэтому полость рта — включая губы, язык и связанные с ними структуры — становится
главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается
важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные
проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей,
курения, поцелуев и переедания — всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо
к оральной зоне.
В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом
Hosted by uCoz