Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 402 
Next page End  

«выбирать» между альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение
обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать. Фрейд
полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи, когда человек забывает, куда
положил ту или иную вещь, забывает хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки (так
называемый «парапраксис»). Он интерпретировал подобные явления как признаки присутствия
неосознаваемых мотивов.
Рациональность—иррациональность. С точки зрения Фрейда, люди побуждаемы
иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в значительной степени находятся
вне сферы осознания.
Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры личности в конце
концов служит средством для реализации требований ид. Единственный реальный проблеск
рациональности обнаруживается во фрейдовской концепции психоаналитической терапии как средстве
достижения стабильных личностных изменений. Доступ в сферу бессознательной мотивации с
помощью психоанализа подготавливает почву для самоконтроля и саморегуляции. Кредо Фрейда — где
было ид, там будет эго — выражает его оптимизм в отношении того, что силы разума смогут приручить
примитивные и иррациональные побуждения. Несмотря на наличие тезиса о том, что посредством
психоанализа можно достичь высокой степени рациональности, теория личности Фрейда прочно
цементирована представлениями о важности иррациональных элементов в поведении человека. С
позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под контролем ход событий своей жизни
— не больше, чем миф.
Холизмэлементализм. Фрейд опирался на холистическое представление о человеке. Он был
убежден в том, что понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого.
Центральным в его теории является описание индивида на языке соотношения ид, эго и суперэго.
Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих
трех структур психической жизни. Хотя Фрейд полагал, что данные структуры в конце концов должны
быть сведены к более элементарному уровню анализа (возможно, биологическому или
неврологическому), сам он никогда не пытался решать эту задачу. Наконец, в построении своей теории
он полагался почти исключительно на клинический метод, в котором основной упор делается на
целостность личности.
Конституционализм—инвайронментализм. Многие из ранних концепций Фрейда (например,
психическая энергия, инстинкты, принцип удовольствия) взяты из области нейроанатомии и
нейрофизиологии и развиты далее (Weinstein, 1968). Психоаналитическая теория никогда не меняла
своего основного направления, и в целом следует считать, что Фрейд придерживался позиции
конституционализма. Как упоминалось ранее, всемогущее ид в его теории составляет врожденную
конституциональную основу личностной структуры и развития. Кроме того, Фрейд рассматривал
психосексуальное развитие как биологически обусловленный процесс, характерный для любого
человека, независимо от культуральных влияний. В свете этих представлений то, чем являются люди, в
значительной степени представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов.
В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на
особенности развития человека в раннем возрасте. Он подчеркивал абсолютное, непреложное влияние
родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Более того, эго развивается и
вступает в действие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или
окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окружения. Тем не менее,
связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторично по сравнению с первичностью
биологически обусловленных инстинктов.
Изменяемость—неизменность. Возможно, Фрейд больше, чем другие, представленные в этой
книге персонологи, был привержен положению неизменности. Вся его теория о развитии человека
основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Как вы помните,
Фрейд описывал индивидуума продвигающимся в процессе развития через ряд самостоятельных
психосексуальных стадий. Структура личности взрослого может быть описана в терминах
психосексуальной стадии, которой человек достиг или на которой произошла фиксация. Таким образом,
структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в
зрелые годы.
Хотя Фрейд был убежден в том, что тип характера человека складывается в раннем детстве, он
считал психоаналитическую терапию полезной для тех людей, которые стремятся понять истоки своих
настоящих проблем. «Соприкасаясь» со своим прошлым опытом и узнавая о нем нечто новое, эти люди
Hosted by uCoz