Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 402 
Next page End  

испытуемым из контрольной группы сказали, что они «очень хорошо» выполнили тест. Спустя пять
минут обеим группам был дан еще один тест на запоминание. Как и ожидалось, эго-угрожаемые
субъекты показали худшие результаты по сравнению с предыдущими тестами на запоминание;
контрольная группа улучшила свои показатели. После этого Д'Зарилла попытался устранить влияние
вытеснения, объяснив студентам, что тест чернильных пятен на самом деле не измеряет
гомосексуальные тенденции. Вслед за раскрытием секрета еще раз проводился тест на запоминание. В
полном соответствии с экспериментальной гипотезой, воспроизведение тестового материала было на
одинаковом уровне у обеих групп, что означало исчезновение угрозы.
Хотя эти результаты как будто бы подтверждают концепцию вытеснения, некоторые сомнения
возникли после проведения интервью, последовавшего за экспериментом. Д'Зарилла попросил
студентов описать, о чем они думали в течение пятиминутного интервала после получения инструкции,
содержащей угрозу эго. Согласно теории вытеснения, они должны были бы избегать мыслей обо всем,
что имеет отношение к угрожающему заданию. Вопреки этому предположению, большинство эго-
угрожаемых субъектов сообщили, что они. много думали о чернильных пятнах и о собственных
«гомосексуальных тенденциях». И, наоборот, лишь немногие из контрольной группы сказали, что
думали о задании.
В соответствии с другой интерпретацией данных Д'Зарилла, эго-угрожаемым испытуемым после
появления угрозы могло потребоваться некоторое время для тревожных размышлений по поводу своих
результатов, и эти конкурирующие мысли могли интерферировать со способностью вспоминать слова.
В сходном исследовании Холмс и Шеллоу (Holmes, Schallow, 1969) пытались получить доказательства
того, что подобная интерпретация является, по крайней мере, такой же правдоподобной, как та, которая
указывает на вытеснение. Кроме эго-угрожаемой и контрольной групп, эти экспериментаторы
включили в исследование третью группу. Она не была эго-угрожаемой, но испытуемые были
раздражены тем, что в течение пятиминутного интервала, предназначенного для удержания стимулов,
им предъявлялись через каждые 30 секунд не относящиеся к тесту кадры из кинофильмов. И снова
результаты отчетливо показали, что после появления угрозы эго-угрожаемая группа
продемонстрировала худшие результаты запоминания, чем контрольная группа, что указывает на
эффект вытеснения, о котором ранее сообщал Д'Зарилла. Однако воспроизведение стимульного
материала в «раздраженной» группе было значительно хуже, чем в контрольной, и почти такое же, как в
эго-угрожаемой группе. В ходе последнего, третьего теста на запоминание (после снятия угрозы)
значимых различий в воспроизведении между тремя группами не было получено. Из этого Холмс и
Шеллоу сделали вывод о том, что скорее интерференция, а не вытеснение, опосредует влияние угрозы
на запоминание. Действительно, в результате обзора очень большого количества литературы Холмс
(Holmes, 1974) заключил, что нет доказательств существования вытеснения. Он объяснял, что «в свете
большого количества уже существующих данных по этой проблеме и до получения новых фактов,
способных подтвердить концепцию вытеснения, продолжение использования последней для
объяснения поведения не кажется оправданным» (Ibid, p. 651).
Несмотря на имевшие место трудности в получении четких экспериментальных доказательств
вытеснения, попытки изучения этой основной психодинамической концепции не прекращаются
(Geisler, 1985; Lewicki, Hill, 1987). Интерес к вытеснению, судя по недавним экспериментам Дэвиса и
Шварца (Davis, Schwartz, 1987), не ослабевает. Эти исследователи рассматривают вытеснение как
защитную стратегию, которая может быть связана со снижением способности вспоминать неприятные
или негативные события. В своем исследовании они попросили студенток колледжа припомнить их
собственное детство (до 14 лет) и составить 1-2 предложения о любом переживании, ситуации или
событии, пришедшем в голову. Их также попросили вспомнить свои детские переживания, связанные с
каждой из пяти эмоций (счастье, печаль, гнев, страх и удивление), и указать самые ранние переживания
в связи с каждой эмоцией, а также возраст, когда эти переживания имели место. До воспроизведения
своего детского опыта все испытуемые заполняли опросники «Шкала проявления тревожности»
Тэйлора, предназначенный для измерения тревожности, и «Шкала социальной желательности»
Кроуна—Марлоу, служащий для измерения психологической защиты. На основе тестовых оценок,
испытуемых разделили на две группы: группа использующих вытеснение (низкая тревожность —
высокая степень защиты) и группа не использующих вытеснение (с высокой и низкой тревожностью).
Результаты этого исследования приведены на рис. 3-3.
Hosted by uCoz