Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 402 
Next page End  

и сопровождающие его симптомы совершенно четко сопутствуют этому стремлению к самонаказанию.
Другие элементы, такие как возможная связь между страхом кастрации и страхом смерти, могут также
укладываться в данное объяснение симптоматики у Роберта. И терапевт, конечно, использует все
упомянутые техники (а не только анализ переноса) для окончательной интерпретации.
Эмоциональное переучивание. Поощрение пациентов к использованию новых для них
интеллектуальных озарений в повседневной жизни называется эмоциональным переучиванием. Каждый
терапевтический метод по-своему позволяет помочь пациентам достичь более глубокого осознания
причин своего поведения. Однако только одного инсайта, столь необходимого в психоаналитической
терапии, явно недостаточно для изменения поведения. Побуждаемые аналитиком, пациенты должны со
временем применить новое понимание себя в повседневной жизни; они должны научиться думать,
воспринимать, чувствовать и вести себя по-другому. Иначе психоанализ будет ничем иным, как просто
эмоционально истощающим упражнением, очень продолжительным и дорогостоящим.
Эмоциональное переучивание в основном осуществляется на завершающих этапах терапии,
поскольку сначала необходимо достичь требуемого осознания. Итак, д-р Ф., приведя Роберта к более
глубокому пониманию причин страха смерти и сопутствующих симптомов, должен помочь ему
проанализировать конкретные пути перестройки собственных чувств и поведения. Основываясь на
новом понимании себя, Роберт попытается избавиться от своей детской «пристыженности», начать
относиться к своему отцу, исходя из реалий сегодняшнего дня, функционировать более независимо от
родителей и строить более зрелые любовные отношения. Со временем Роберт сможет довести до конца
все то, что было намечено при поддержке д-ра Ф. В значительной степени эмоциональное переучивание
произойдет благодаря терапевтическим дискуссиям об актуальной жизненной ситуации Роберта в свете
его нового понимания прошлого опыта. Когда он добьется значительного прогресса в этих новых
сферах своей личности, терапия закончится по взаимному соглашению.
Каждая из техник анализа, обсуждавшихся выше, показательна для «классического»
психоанализа, практикуемого сейчас с небольшими вариациями в деталях (Kernberg, 1976; Greenly et al.,
1981). Случай Роберта служит примером акцента на эдиповом комплексе и того значения, которое
Фрейд придавал переживаниям раннего детства в формировании впоследствии невротического
поведения. Психоаналитическая терапия может быть чрезвычайно затяжным процессом, зачастую
требуя не менее часа в день, пять дней в неделю и продолжаясь от года до пяти лет и даже дольше!
Поэтому данная форма терапии стоит довольно дорого, и часто ее объем ограничивается доходом
клиента. Тем не менее, основная цель анализа - ни много ни мало — достижение коренных изменений в
структуре личности индивидуума. Его задачи — повышение уровня осознания, интеграция личности,
социальная эффективность и психологическая зрелость. Очевидно, что такие цели не достигаются
быстро. Невзирая на максималистское суждение о том, что терапевтическая значимость психоанализа
сойдет на нет в будущем (Wolpe, 1981; Kline, 1984), он является значительным первопроходческим
направлением на пути продолжающихся попыток облегчать человеческие страдания.
Последние достижения в психоаналитической терапии. Психоаналитики и другие
современные терапевты ввели в лечебную практику много новшеств. В этом ряду не последнее место
занимает такой практический вопрос, как требуемая продолжительность терапии. Как было отмечено,
окончание традиционного психоанализа не определено заранее, он может продолжаться годами.
Люборский (Luborsky, 1984) описывает три новшества в современной психоаналитической терапии.
Первое — ограничения в продолжительности терапии (обычно 25 сеансов). Анализ как таковой теперь
стал более структурированным и целенаправленным по сравнению с традиционным. Второе изменение
— групповая или семейная терапия, проводимая с аналитических позиций. Здесь терапевт имеет
возможность собирать информацию о том, как пациенты взаимодействуют друг с другом. Наконец, в-
третьих, некоторые аналитики назначают лекарственные препараты в сочетании с традиционными
методами анализа. Люборский предостерегает против чрезмерного увлечения лекарствами, что, как он
думает, может препятствовать появлению инсайта, маскировать симптомы и выступать в качестве
суррогата терапевтических отношений.
Резюме
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к
изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические
конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил
Hosted by uCoz