Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 825 
Next page End  

эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного
взаимодействия. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и
поведенческую), более конкретные задачи групповой психотерапии можно сформулировать следующим
образом:
1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). Г. п. должна
способствовать тому, чтобы пациент осознал: 1) связь между психогенными факторами и
возникновением, развитием и сохранением своего заболевания; 2) какие ситуации в группе и реальной
жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление,
фиксацию и усиление симптоматики; 3) связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией
и усилением симптоматики; 4) особенности своего поведения и эмоционального реагирования; 5) как
он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими, как оценивают окружающие те
или иные особенности поведения и эмоционального реагирования, как откликаются на них, какие
последствия это поведение имеет; 6) существующее рассогласование между собственным образом «Я» и
восприятием себя другими; 7) собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки,
особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности,
реалистичности и конструктивности; 8) характерные защитные механизмы; 9) внутренние
психологические проблемы и конфликты; 10) особенности межличностного взаимодействия,
межличностные конфликты и их причины; 11) более глубокие причины переживаний, способы
реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений;
12) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и
психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в
будущем. В целом задачи интеллектуального осознания сводятся к трем следующим аспектам: осознание
связей «личность—ситуация—болезнь», осознание интерперсонального контекста собственной
личности и осознание генетического (исторического) плана.
2. Эмоциональная сфера. Г. п. должна помочь пациенту: 1) получить эмоциональную поддержку
со стороны группы и психотерапевта, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению
защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности; 2) пережить в группе те чувства,
которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые
были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться; 3) пережить неадекватность
некоторых своих эмоциональных реакций; 4) научиться искренности в отношении к себе и другим
людям; 5) стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств; 6)
научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства; 7) раскрыть свои проблемы с
соответствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными); 8)
модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих
отношений с другими; 9) произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В целом задачи в
эмоциональной сфере охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки
и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание и осознание
нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций;
переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального
опыта в группе.
3. Поведенческая сфера. Г. п. должна помочь пациенту: 1) увидеть собственные неадекватные
поведенческие стереотипы; 2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
3) преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с
избеганием субъективно сложных ситуаций; 4) развивать формы поведения, связанные с
сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью; 5) закрепить новые формы
поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию
в реальной жизни; 6) вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на
основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах. В общем виде задачи Г. п. в
поведенческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.
Таким образом, задачи Г. п. фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимании
(когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий
аспект), что позволяет определить общую цель Г. п. как расширение сферы самосознания пациента. В
Hosted by uCoz