Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 825 
Next page End  

предоставление информации, постановка заданий. В данном случае речь идет не столько об активности
психотерапевта, сколько о стимуляции членов группы к определенному виду активности. К
невербальным средствам относятся мимика, жестикуляция, интонация. Предпочтительным в плане
руководства психотерапевтической группой является наличие в ней двух психотерапевтов, что
позволяет каждому из них получать обратную связь относительно своего поведения в группе. В этом
случае психотерапевты профессионально контролируют друг друга и могут обратить внимание на
собственные искажения в понимании группового процесса и возможный контрперенос. Котерапевтом
часто выступает менее опытный, начинающий групповой психотерапевт, который, участвуя в работе,
приобретает опыт в области Г. п. Ведение групп психотерапевтами, находящимися на одинаковом
профессиональном уровне, также распространенное явление. Наиболее предпочтительным
представляется вариант работы в психотерапевтической группе 2 психотерапевтов: врача и психолога,
мужчины и женщины.
Методы Г. п. условно подразделяются на основные и вспомогательные. Основным является
групповая дискуссия, имеющая 3 главные ориентации — интеракционную, биографическую и
тематическую. К вспомогательным методам относятся психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций),
психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие), музыкотерапия (в активной и
рецептивной формах), проективный рисунок (рисование на определенную тему). Каждый из указанных
методов может использоваться и как вспомогательный прием, но в данном случае речь идет о
комплексе, применяемом в работе с одной психотерапевтической группой. Опорной формой Г. п.
является групповая дискуссия, а вспомогательные методы можно использовать как дополнительный
прием в ходе дискуссии и как отдельное занятие. Сочетание групповой дискуссии с различными
вербальными и невербальными вспомогательными приемами определяется конкретной групповой
ситуацией и фазой развития группы. В зависимости от этого может изменяться удельный вес разных
вербальных и невербальных методов, а также содержание и структура занятий. Например, в начальной
фазе Г. п., когда существует выраженная дистанция между пациентами и страх перед ее преодолением,
когда поведение пациентов характеризуется напряженностью и неуверенностью, полезно увеличить
объем невербальных приемов, в частности психогимнастики. Иногда в начале работы группы
применяются преимущественно психодраматические техники (разговор со значимым человеком,
«социальный атом» и др.). Вспомогательные вербальные и невербальные методы часто используются в
группе для разрешения трудных ситуаций. Их применение в ходе групповой дискуссии позволяет
обратить внимание группы и отдельных пациентов на характерные особенности и способы поведения,
вскрыть существующие взаимоотношения и сделать их более наглядными, оживить процесс
взаимодействия, дать дополнительный материал для анализа проблем группы в целом и каждого
пациента в отдельности.
Продолжительность курса Г. п. зависит от теоретической ориентации, нозологической
принадлежности и типа лечебного учреждения. В среднем это 40 сеансов по 1,5 часа каждый.
Психотерапевтическая группа состоит из 8-12 человек и, как правило, гомогенна по нозологическому
признаку и гетерогенна в отношении других характеристик (пол, возраст, образование, психологические
особенности, специфика психологического конфликта и др.).
Г. п. используется в комплексном лечении самых разнообразных контингентов больных
(неврозы, алкоголизм и наркомании, психозы, психосоматические расстройства, хронические
соматические заболевания и др.). Применение Г. п. определяется прежде всего ролью психогенных
факторов в этиопатогенезе заболевания и его психологическими и социально-психологическими
последствиями. Эти сведения приведены в соответствующих статьях, посвященных психотерапии в
различных областях медицины.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ. Г. п. п. рассматривается как серия
межличностных интеракций в малой группе, нацеленных на формирование у участников адекватной
самооценки и целостной Я-концепции, конфронтацию с собственными неосознаваемыми проблемами,
распознавание неадекватных паттернов эмоционально-поведенческого реагирования и
неиспользованных личностных ресурсов, раскрытие своих переживаний и их вербализацию,
совершенствование навыков контроля за ситуацией, научение строить отношения с другими во
взаимоудовлетворяющей манере (Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., 1990).
Hosted by uCoz