Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 825 
Next page End  

В настоящее время Г. п. п. с нарушениями адаптации, невротическими, соматоформными
расстройствами и нарушениями личности распространена во многих странах мира и относится к
наиболее эффективным и экономичным методам психотерапии. Препятствием в использовании метода
Г. п. п. в одних случаях являются недостаточная спонтанность и гибкость психотерапевтов, их страх
перед экспрессией подростков, в других случаях — отсутствие кадров детских и подростковых
психотерапевтов, системы оказания им психотерапевтической помощи, как это имеет место в России
(Захаров А. И., 1982; Эйдемиллер Э. Г., 1988, 1994; Sifneos P. Е., 1979).
Все существующие методы Г. п. п. (а их около 100) делятся на 3 вида: образовательные,
аналитические и основанные на действии. К последнему виду относят аналитическую психодраму,
гештальт-терапию и др. Для подростков наиболее адекватными являются модели групповой
психотерапии,
основанные на действии. Это связано с такими психологическими их особенностями,
как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тревога, вызванная
открытием субъективного мира и формированием образа «Я», тяга к расширению диапазона ролевого
поведения, сохраняющаяся с детства конкретность мышления и эмоциональная непосредственность. Но
именно из-за этих психологических особенностей применение методов группового анализа и
разговорной психотерапии в подростковой психиатрии существенно ограничено (Tausch R., 1973).
По продолжительности работы выделяют 2 вида Г. п. п.: долгосрочную (60 и более часов) и
краткосрочную (от 20 до 28 часов) (Эйдемиллер Э. Г., 1994). Показания к Г. п. п. широки. Это
невротические и личностные расстройства, алкоголизм, нарко- и токсикомании, нарушения адаптации,
психические заболевания, среди которых различные формы шизофрении и эпилепсии (Ериш М. И.,
Каубиш В. К., Эткинд А. М., 1978). Противопоказания к Г. п. п. относительны и в значительной мере
обусловлены личностными и профессиональными качествами психотерапевта. Потребность подростков
в краткосрочной групповой психотерапии существенно возросла за последнее десятилетие (Кулаков С.
А., 1994). Обстоятельств, способствовавших этому, несколько: 1) объем долговременной памяти у детей,
в том числе и подростков, существенно меньше, чем у взрослых; результаты, достигнутые группой на
одном занятии, через несколько дней могут быть либо забыты, либо восприняты искаженно; 2)
подростку трудно долго ожидать результата психотерапии; если после 2 сеансов групповой
психотерапии у участников не появляется ощущения, что терапевтические цели достижимы, наступает
разочарование и подчас появляется желание покинуть группу; 3) краткосрочная психотерапия по
сравнению с долгосрочной имеет меньше шансов превратиться в своеобразную «экологическую нишу»
для подростков, альтернативу их жизни в окружении сверстников со множеством обязанностей и
потребностью в рекреации. При долгосрочной модели Г. п. п. группа работает 3-4 раза в неделю по 1,5
часа в течение 3 месяцев, краткосрочная психотерапевтическая группа 4 часа ежедневно в течение 5-
7 дней. Состав группы 8-12 участников обоих полов. При подборе пациентов следует ориентироваться
скорее на психологическую зрелость, чем на паспортный возраст. Вместе с 16-18-летними мальчиками в
группу могут быть включены 14-16-летние девочки, опережающие первых по темпу созревания.
Разница в возрасте между подростками одного пола не должна превышать 1 — 2 лет. При обеих моделях
Г. п. п. групповая и личностная динамика оказывается сходной, но интенсивность процессов изменения
более высокая в краткосрочных группах.
В первой фазе — фазе ориентации — происходит образование группы как целого, пациенты
принимают правила работы, предлагаемые психотерапевтом. Участники группы выполняют
упражнения, которые помогают им сплотиться, развивают их коммуникативные возможности,
эмпатические навыки, тренируют способность выражать и «читать» эмоции. Для этого используются
такие игры, как рукопожатие, передаваемое по кругу, называние имен вместе с «переброской»
воображаемого мяча, «передачи» воображаемого предмета, а также приемы «Броуновское движение»,
«Горная тропа», «Лунные локаторы», «Розовый крокодил»; способствуют этому раскрытие
коммуникативного значения вопросов, описательный язык и т. п. При выполнении «Броуновского
движения» все участники соединяют пальцы рук на затылке и выставляют локти вперед (это
своеобразные «валентности») и, вообразив себя атомом, начинают хаотически передвигаться.
Психотерапевт дирижирует темпом выполнения упражнения репликами типа: «Температура 10°... 40°...
60°... 100°». Периодически он предлагает участникам соединиться «валентностями» по 2, 4, 6 человек,
всем вместе. Упражнение тренирует внимание, обеспечивает телесное соприкосновение и способствует
Hosted by uCoz