Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 825 
Next page End  

симптоматика (без признаков невротического развития личности). Стоквис полагает, что длительная
концентрация внимания на мышцах вызывает их непроизвольное напряжение, поэтому
продолжительность занятий не должна превышать 10 минут. Перед началом лечения обычно
проводятся пробы на внушаемость. Большое внимание уделяется выработке у пациента ответственности
за результаты лечения и установлению у него доверительных отношений с врачом. Тренировки
проводятся в одно и то же время (считается, что лучше пропустить их, чем перенести на другой час).
Занятия индивидуальны. Пациенты создают собственные формулы-намерения, которые
воспроизводятся психотерапевтом во время сеанса. Вслед за успокоением («Теперь я лежу совсем
спокойно») пациент, находящийся в положении лежа, стремится последовательно расслаблять мышцы
плеч, предплечий, кистей, ног, живота, груди, головы, рта, носа, глаз, ушей, лица и затылка. По мнению
Стоквиса, основную роль играет не собственно релаксация,
а переживание ее пациентом, поэтому
можно понять предложение расслаблять, например, мышцы глаз и ушей. Для усиления расслабления
применяются суггестия, прикладывание рук, образные представления напряжения и расслабления мышц
вместе с дыхательными упражнениями. Целью тренировок считается расслабление, как мышечное, так и
духовное. Больной мысленно говорит себе: «Благодаря глубокому и полному расслаблению
представления, которые я сейчас вызываю, осуществляются». Сеанс завершается, как и в случае гипноза,
внушением на фоне счета: один тяжесть уходит, два глаза открываются и т. д.
АКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА ФЕРЕНЦИ. Ференци Шандор (Ferenczi S., 1873-
1933) — выдающийся австро-венгерский психиатр и психоаналитик. Получил медицинское
образование в Вене. Заинтересовался психоанализом в 1907 г. благодаря работам цюрихской школы
Блейлера (Bleuler E.), Юнга (Jung С. G.). Длительное время поддерживал дружеские отношения с
Фрейдом (Freud S.), сопровождал его в поездке по США (1909 г.) и прошел у него свой учебный анализ.
Разрыв произошел в конце 1920-х гг. по инициативе Фрейда, который возражал против предлагавшихся
Ференци изменений техники психоанализа. В период Венгерской республики 1918 г. возглавлял первую
в мире кафедру психоанализа, созданную правительством Белы Куна по требованию студентов.
Инициатор создания Международной психоаналитической ассоциации (1910) и основатель Венгерской
психоаналитической ассоциации (1913), которую возглавлял вплоть до своей смерти. Оставил после
себя значительное количество публикаций, посвященных самым различным вопросам теории и
практики психоанализа. Вел большую педагогическую работу; среди его учеников такие выдающиеся
ученые, как Радо (Rado S.), Кляйн (Klein M.), Балинт (Ваlint M.). В посвященном ему некрологе Фрейд
отметил, что Ференци «сделал всех психоаналитиков своими учениками».
Ференци был выдающимся практиком психоанализа. Он считал, что безнадежных случаев для
аналитика не существует. Зайдя в тупик в анализе трудного пациента, он предпочитал не отказываться
от продолжения терапии, а искать возможности модификации классического метода, адаптируя его
применительно к задачам конкретного больного. Этот принцип произвел, по существу, революцию в
психоанализе.
К открытиям Ференци в области техники психоанализа относится обнаружение того, что
невербальное поведение и вегетативные реакции пациента во время сеанса являются «скрытыми
сообщениями», которые могут быть не менее информативными, чем вербальное содержание свободных
ассоциаций.
Таким образом, он существенно расширил поле наблюдения аналитика. Он ориентировал
больного не только на самонаблюдение за этими реакциями, чтобы раскрыть их содержание по
контексту, в котором они появились, но и на то, чтобы иногда намеренно провоцировать их. Ференци
обратил внимание на коммуникативную функцию сновидений, утверждая, что их появление
определяется иногда бессознательной целью сообщить определенному лицу их содержание.
Наибольшее внимание из технических модификаций Ференци привлекли его попытки ускорить
ход анализа, отходя от правила абстиненции. То, что это послужило причиной разрыва с Фрейдом,
несколько парадоксально, поскольку последний на практике сам его не всегда соблюдал, используя,
например, метод парадоксальной интенции. Ференци считал, что появление терапевтического эффекта
можно ускорить, превращая на определенных этапах психоанализ в психотерапию, т. е. позволяя врачу
воздействовать на больного своими эмоциями. Он оправдывал это тем, что анализ нарушенных в
раннем детстве отношений с родителями вызывает сильное сопротивление пациентов в связи с
болезненностью воспоминаний, сопровождаемых чувствами агрессии и вины. Для преодоления этого
Hosted by uCoz