Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 825 
Next page End  

на конфликт именно так, а не иначе. В этом смысле заболевания и расстройства трактуются в
позитивной психотерапии по-новому (Пезешкиан X., 1988, 1996).
Примеры таких интерпретаций заболеваний:
— Депрессия — способность чрезвычайно эмоционально реагировать на конфликты.
— Фригидность — способность сказать «нет» своим телом.
— Страх одиночества означает потребность быть вместе с другими людьми.
— Алкоголизм — способность получать самому то тепло, которое не удается получить от
окружающих.
Позитивный процесс приводит тем самым к изменению точки зрения всех участников —
пациента, семьи и врача, — что является базисом для совместной психотерапевтической работы,
облегчая последовательное преодоление возникших проблем и конфликтов. Происходит переход от
симптома к конфликту. Это помогает сконцентрироваться на «настоящем» пациенте, которым к тому же
нередко оказывается вовсе не обратившийся человек — он-то как раз часто бывает только носителем
симптомов и может быть обозначен как «слабейшее звено» (семейной) цепочки, — «настоящий»
пациент нередко «сидит» дома (Пезешкиан X., 1990). Симптомы и заболевания можно сравнить с
верхушкой айсберга, возвышающейся над водой. А основная масса ледяной глыбы — конфликты
пациента — скрыта (и по большей части неосознаваема) и нуждается в специальных «техниках» для
того, чтобы стать «видимой». В позитивной психотерапии это осуществляется, помимо прочего, при
помощи позитивных интерпретаций, применения притч и транскультурного подхода.
Притчи, сказки, мифы, пословицы и поговорки целенаправленно применяются в позитивной
психотерапии с учетом их 9 функций (Пезешкиан X., 1993). Они используются преимущественно в
качестве нерациональных подходов, которые позволяют пациенту лучше использовать свое
воображение и интуицию (способность любить) и найти для себя новые возможные решения. Это
оказывается особенно успешным в случаях так называемых «трудных» пациентов, которые
невосприимчивы к рациональному обращению, например с пограничными личностными
расстройствами.
Позитивный аспект, таким образом, ведет от поддержки к надежде, вере и убежденности,
которые, как известно из исследований (Wolberg L, 1977), могут мобилизовать или освободить живущие
в человеке способности и потенциал самопомощи.
См. также Позитивная психотерапия по Н. Пезешкиану и X. Пезешкиану.
ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕДСЕСТЕР В ПСИХОТЕРАПИИ. В последние десятилетия
наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в
совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в
области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне.
Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественнонаучными, а также техническими
познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с
запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам,
что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в
качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со
специалистами с высшим образованием.
В некоторых медицинских вузах России созданы факультеты подготовки медсестер с высшим
образованием, на который принимаются лица, окончившие медицинское училище, с целью дальнейшего
профессионального усовершенствования и подготовки к более сложным видам деятельности. Основная
задача этих факультетов — выпуск специалистов по организации деятельности медсестер на местах в
любом структурном подразделении системы здравоохранения и по обеспечению руководства этим
подразделением. Дополнительными их функциями может быть проведение научно-исследовательских
разработок в сфере своих профессиональных интересов, а также менеджмент по созданию новых или
коммерческих структур в системе медицинской помощи, например специализированных лечебных
учреждений, ориентированных на деятельность семейных врачей и даже, более узко, семейных
психотерапевтов.
Для работы в области психотерапии медсестер дополнительно готовят по специальной
программе (с учетом многих особенностей их сферы деятельности). В первую очередь они проходят
Hosted by uCoz