Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 825 
Next page End  

рода затруднения снижают эмоциональное напряжение, и больной теряет веру в успех. Создать
необходимый эмоциональный тонус повторно бывает труднее, поэтому тщательное изучение
заикающегося в подготовительном периоде имеет большое значение. Перед сеансом в течение
длительного времени следует знакомиться не только с психологическими особенностями заикающегося,
но и с его речевыми возможностями.
Обычно начинают с автоматизированных рядов: гласных звуков и рядов цифр, которые
тщательно отрабатывались и легко произносились заикающимися в процессе подготовительной
логопедической работы. Затем после счета даются фразы сопряженной и отраженной речи. Таким
образом заикающийся подводится к ответам на вопросы и к самостоятельным высказываниям. После
внушения («Везде и всегда говорите так, как на сеансе») проводится краткая беседа с больными и их
родственниками, в которой разъясняется значение режима молчания, длящегося сутки и необходимого
для отдыха речевой системы больного после большого эмоционального напряжения и перед следующим
контактом со специалистом.
При проведении сеанса императивного внушения наяву с включением демонстративных
моментов работа также начинается с беседы, о содержании которой было сказано выше. На следующем
этапе каждый заикающийся индивидуально подвергается различным тестам на внушаемость
(невозможность разжать руки, падение вперед, назад, невозможность закрыть рот), которые оказывают
психологическое воздействие на участников сеанса. Поэтому в группу обычно включают 2-3 больных с
повышенной внушаемостью, чтобы поднять ее у остальных участников сеанса. Опыт показывает, что
многие больные, не поддающиеся прямому внушению при специальных пробах, на сеансе говорят
хорошо, так как определяющим моментом является в данном случае не внушаемость, а состояние
эмоционального напряжения. После проведения проб приступают к индивидуальному внушению.
Сеанс проводится в определенный день, с волнением ожидаемый больными, так как он является
началом нового этапа лечения. Опыт показывает, что успеха можно добиться, применяя разные приемы
внушения, но во всех случаях необходимо вызвать у больных состояние выраженного эмоционального
напряжения.
Сеансы внушения наяву проводятся с каждой группой в присутствии всех заикающихся,
принятых на лечение, и их родственников. Совершенно недопустимо, как это делают некоторые
специалисты, проведение сеансов в массовых аудиториях, якобы способствующих эмоциональному
подъему подвергающихся внушению. Эта излишняя театрализованность чаще служит лишь
удовлетворению собственных амбиций суггестора. Психотерапевтический сеанс — это не эстрадный
или цирковой аттракцион, а лечебный процесс, затрагивающий иногда самые интимные личностные
механизмы, приносящий страдания пациентам. Успех зависит не от массовости аудитории, а от опыта
специалиста, его знаний и чувства ответственности за судьбу доверившегося ему больного.
Некоторые дополнительные элементы в описываемую методику внесены учеником В. М.
Шкловского Л. Я. Миссуловиным.
Формула внушения, адресованная всей группе, произносится громким, напряженным голосом, а
индивидуальное внушение — шепотом, глядя прямо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой
переход от громкого голоса к шепоту помогает длительное время удерживать внимание группы и зала на
проводимой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит
специалист.
Индивидуальная формула внушения, которая направлена на устранение у больного страха речи в
различных эмоционально значимых ситуациях речевого общения, завершается следующими словами:
«Отныне везде и всюду вы будете говорить легко и свободно, четко и не быстро, точно так, как вы
произносите речевые образцы. Никакого страха речи, никакой боязни вы больше не испытываете. Но вы
точно будете выполнять все рекомендации специалистов, будете в диспансере и дома много и упорно
работать над своей речью, закрепляя достигнутые положительные результаты». Такая концовка
индивидуального внушения нацеливает больного на дальнейшую самостоятельную работу, не позволяет
ему рассчитывать только на «чудодейственную» помощь специалистов, а в случае рецидива заикания не
лишает пациента веры в возможность улучшения своего состояния.
Успешное достижение психотерапевтической цели сеанса внушения зависит от ряда факторов,
которые необходимо предусмотреть в процессе подготовки к этой процедуре. Прежде всего следует
Hosted by uCoz