Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 825 
Next page End  

сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. В последнее десятилетие нарастает интерес
исследователей и практиков к проблемам и возможностям развития И. п. (Beitman В. D., Goldfried M. R.,
Norcross J. С., 1989). О значимости интегративного движения в психотерапии свидетельствует и
издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». И. п., в отличие от
эклектической психотерапии,
использующей сочетание приемов различных психотерапевтических
направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем
психотерапии. В то же время эклектический подход является одним из элементов И. п., объединяющей
конкретные лечебные методы из разнородных источников.
И. п. может развиваться на основе следующих подходов:
1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии,
исходя из потребностей лечебной практики;
2)
интеграции соответствующих научных дисциплин — медицины, психологии, социологии,
педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.;
3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом
ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.
Существенные возможности для развития И. п. предоставляет также поиск общего знаменателя
для различных теоретических моделей посредством перевода их понятий на общепринятую
терминологию или путем описания психотерапевтического процесса с позиций разных направлений.
Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии: 1)
распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их
изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех
категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и
постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем
различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на
существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии; 6)
социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству,
продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее
психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии
является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций,
сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также
потребностей пациента.
Хотя И. п. получила развитие в последнее десятилетие, в предшествующие годы также делались
попытки постановки вопросов интеграции в психотерапии, росло понимание важности учета в
психотерапии взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов
функционирования пациента. Внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно
использование, в зависимости от задач этапа лечения, определенных приемов воздействия на
познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов.
Различные комплексы из этих методов наиболее детально разработаны в том или ином
психотерапевтическом направлении и могут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения
необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного
материала), на другом этапе — поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более
конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии
является наличие ступеней, или фаз: установление контакта и активное участие пациента в
психотерапевтическом процессе; определение психотерапевтической «мишени» (симптоматика,
конфликт, самооценка и др.); изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и
поведения; окончание лечебного курса.
Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую
теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических
формулировках либо перефразированием положения психоаналитической теории в рамках концепции
научения.
Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и
поведенческие методы в интегративной терапии больных (Murray M. Е., 1976). В этом случае
Hosted by uCoz