Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 825 
Next page End  

И. п. п. П. направлена на то, чтобы воспринимать человека как нечто целое, и предлагает ему
соответствующую терапию. При этом она основывается на опыте современных исследований по
психотерапии, которые доказывают, что большинство подходов в психотерапии имеют общие
основополагающие, но различные факторы воздействия и что благодаря совмещению этих факторов
можно избежать односторонней направленности психотерапии. Петцольд пытается объединить в
интегративной терапии теорию и практику психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, телесно-
ориентированной психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.
Не должно возникать
случайной смеси упомянутых терапий (эклектизм), а, напротив, следует стремиться к всеобъемлющему
систематическому подходу.
В профессиональном становлении на Петцольда значительно повлияли личные встречи с
ведущими философами и психотерапевтами, что и привело к развитию интегративной терапии. Так как
развитие И. п. п. П. ясно показывает влияние основателя на его метод, кратко остановимся на данном
аспекте.
Во время своего обучения Петцольд увлекался философией и психотерапией. Мерло-Понти
(Merleau-Ponty M. J. J., 1908-1961), известный французский экзистенциалист и феноменолог, а также
философы Марсель (Marcel G. Н., 1889-1973), Фуко (Fuocault M., 1926-1984), Рик¸р (Ricoer P., 1913)
оказали на него сильное влияние. Благодаря встрече с русским психологом, врачом и философом В. Н.
Ильиным (1890-1974) Петцольд узнал о «терапевтическом театре»; у врача и психиатра Морено (Moreno
J. L, 1889-1974) он углубил свои познания в психодраме. В США Петцольд занимался гуманистической
психотерапией и разнообразными формами телесно-ориентированной психотерапии. Он также
познакомился с венгерским психоанализом, который испытал влияние психиатра и аналитика Ференци
(Ferenczi S., 1873-1933).
Его разносторонние знания и интересы привели к попытке интеграции различных направлений
и подведения под эту работу научного фундамента. Человек в интегративной терапии имеет душу и тело
и ведет душевно-телесную жизнь. Ему присущи как сознательные, так и неосознанные устремления и
чувства. С первой минуты своей жизни он обменивается информацией с окружающим миром и
близкими людьми. Многие впечатления человек воспринимает через свое тело и сохраняет в своей
«телесной памяти». Люди выражают себя через жесты, творчески используют свое тело, например в
танце, и действуют с помощью своего тела.
Развитие человека невозможно представить без взаимообмена с другими людьми: «Человеком
становятся через своих близких» (Петцольд). Современные познания в области исследования младенцев
подтверждают это. Всем возрастам присущи взаимообмен и развитие: они ни в коем случае не
исключают взрослую фазу развития. Душевные травмы и обиды в раннем детстве могут быть
переработаны затем вместе с опытом более зрелого человека.
Быть «единым» с самим собой (отождествление) — подобный опыт переживается еще в
материнской утробе. Петцольд говорит об «архаичном Я-теле» еще не родившегося ребенка: эмбрион
чувствует, познает и вспоминает себя через свое тело. К концу первого года в ребенке возникает
«рефлективное Я»: он осознанно рассматривает себя как независимого человека и использует реакции
своих близких для построения своей индивидуальности, которая меняется на протяжении всей жизни.
Общественные условия, в которых люди живут и которые предписывают людям определенные роли,
имеют влияние на возникновение какого-либо опыта у человека и последствия этого.
Поскольку люди связаны с миром социальных отношений, с семьей, с обществом, с рабочим
коллективом или с кругом друзей, они находятся под их непрерывным влиянием. Хорошие, счастливые
отношения обусловливают развитие человека и привносят творческую энергию; точно так же
отношения и связи могут тормозить развитие, мешать и приносить вред.
И. п. п. П. основывается на современных знаниях в области развития, доказывающих, что на
протяжении жизни могут случаться события, которые при достаточном повторении становятся
болезненными или приносящими вред и даже приводят к болезни или нарушению. К ним относятся
продолжительный стресс, завышенные требования, потери, неопределенность, подавление чувств и
конфликтов. Точно так же человек способен познавать нечто такое, что помогло бы и поддержало его
при преодолении небольших затруднений. Каждый человек переживает собственное индивидуальное
развитие и проживает свою жизнь с собственными нагрузками и затруднениями со стороны своих
Hosted by uCoz