Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 825 
Next page End  

переменные и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.
На рубеже 1960-х-70-х гг. XX в. в американской психологии возникает новое направление,
получившее название гуманистической психологии. Это направление возникло как противовес дилемме
бихевиоризм—психоанализ и открыло новый взгляд на природу психики человека. Основные
принципы гуманистического направления заключаются в признании ведущей роли сознательного
опыта и целостном характере природы человека с акцентом на свободе воли, спонтанности и
творческой силе индивида. Основоположниками гуманистического направления считаются Маслоу
(Maslow A. H., 1908-1970) и Роджерс (Rogers С. R., 1902-1987). Стремление личности к
самоактуализации,
по Маслоу, является высшей человеческой потребностью. Патология же — это
ослабление человека, потеря или неосуществленность человеческих возможностей. В отличие от
Маслоу, Роджерс пришел к концепции о стремлении человека к самоактуализации через осмысление
опыта занятий с эмоционально неуравновешенными детьми в годы работы в консультационном
кабинете «Общества по предотвращению насилия над людьми». Роджерс известен прежде всего своей
клиент-центрированной психотерапией,
которую он разработал в 1940-1950-х гг. Основу клиент-
центрированной психотерапии составляет позитивная вера во врожденную тенденцию человека к
развитию своих оптимальных способностей. Бурный рост интереса к гуманистической психотерапии
приходится на 1960-1970-е гг., когда миллионы людей записывались в группы встреч, на сеансы
развития способности чувствовать, на курсы раскрытия потенциала человека и т. д. Само
гуманистическое направление, как третья сила в психотерапии, является наименее однородной и
объединяет такие разнообразные методы, как гештальт-терапия (Перлс (Perls F. S.)), экзистенциальный
психоанализ Сартра (Sartre J.-P.), дазайнанализ (Бинсвангер (Binswanger L.)), логотерапия (Франкл
(Frankl V. E.)), психоимажинативная терапия Шорра (Shorr J.), эмпирическая психотерапия Витакера
(Whitaker С. А.), первичная терапия Янова (Janov A.), биоэнергетический анализ Лоуэна (Lowen А.),
структурная интеграция Рольф (Rolf I.), трансцендентальная медитация, дзэн-психотерапия,
психоделическая психотерапия и ряд других методов.
После Второй мировой войны 1941-1945 гг. наша страна пережила вторую волну
государственно-идеологического давления. Не обошел он науку и медицину.
Объединенная павловская сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР
1950 г., а вслед за ней в 1951 г. научная дискуссия на объединенном заседании расширенного
президиума Академии медицинских наук СССР и пленума правления Всесоюзного общества
невропатологов и психиатров, вскрыв «идеологические извращения и ошибки», привела к снижению
роли психологии и прикладных ее отраслей, подмене ее физиологическим учением о высшей нервной
деятельности И. П. Павлова, умершего еще в 1936 г. На самом высоком уровне проводились
инструктивные «совещания» с целью перестройки психологии, перевода ее на малопродуктивную для
этой науки физиологическую почву. И только после общеизвестных событий 1953 г., во время
«хрущевской оттепели» началось возрождение научной психологии и психотерапии в нашей стране. В
частности, начал издаваться журнал «Вопросы психологии», где ведущие психологи страны выступили с
программными статьями. В 1956 г. В. Н. Мясищев опубликовал в этом журнале работу «О значении
психологии для медицины». Можно сказать, что физиологический редукционизм относительно
психологии в медицине был преодолен лишь после Совещания по методам исследования в
патофизиологии высшей нервной деятельности человека и медицинской психологии в 1962 г.
Сложились более благоприятные условия для развития медицинской психологии и психотерапии. При
Академии медицинских наук СССР в 1962 году была создана проблемная комиссия «Медицинская
психология», которую возглавил В. Н. Мясищев. Тогда же стали появляться монографические работы
крупных отечественных психологов. Возникли условия для дальнейшего развития личностно-
ориентированной школы психотерапии. Вокруг В. Н. Мясищева сплотился круг перспективных ученых,
которые развили концепцию патогенетической психотерапии своего учителя, — Е. К. Яковлева, Б. Д.
Карвасарский, В. А. Мурзенко, В. К. Мягер, С. С. Либих, В. А. Ташлыков, Г. Л. Исурина, Ю. Я. Тупицын
и др. Разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной психотерапии стал сокращаться в конце
1960-х начале 1970-х гг., особенно после введения в университетах специализации по медицинской
психологии. Большое влияние на дальнейшее развитие психотерапии в нашей стране оказало активное
межинститутское научное сотрудничество с польскими, чешскими и немецкими психотерапевтами.
Hosted by uCoz