Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 825 
Next page End  

демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги
давали закапывать себя в землю на несколько дней.
Пратьяхара — это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от
органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на
бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как
возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911)
выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего
рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь
остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На
втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела:
практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
Дхарана — концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в
планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана
— это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
Дхьяна — медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и
т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на
идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило,
сопровождается экстазом и называется самадхи.
Самадхи — озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не
поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В
данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое
непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания
присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом,
просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо
реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному
переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание»
до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания — такого
сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев
Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими
способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен
веществ, понижать и повышать температуру, давление.
Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции.
Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике
йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц
подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза
лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера — садхасане (поза созерцания). В
последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая
мускулатура, язык слегка прижимается к н¸бу, взгляд направлен немного выше переносицы с
одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок
является составным элементом гипноза.
Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени
соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей
последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в
комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена
главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее
практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная
Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет
отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических
техниках морита-терапии и найкан-терапии.
Из других методов психической саморегуляции,
основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана —
поза полного расслабления (поза трупа).
Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что
расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке.
Hosted by uCoz