Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 825 
Next page End  

которые порождаются соматической организацией и которые находят свое первое психическое
выражение здесь, в Ид. По определению Фрейда, «Ид — темная, недоступная часть нашей личности.
Мы приближаемся к пониманию Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным
бурлящих побуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая
оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение.
Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации...»
Эго — это структурное и топографическое понятие, относящееся к организованным частям
психического аппарата, противопоставляемое неорганизованному Ид. «Эго — это часть Ид, которое
было видоизменено под непосредственным влиянием внешнего мира... Эго репрезентирует то, что
можно назвать разумом или здравым смыслом в противоположность Ид, которое заключает в себе
страсти. В своем отношении к Ид Эго подобно всаднику, который должен сдерживать превосходящую
силу лошади, с той разницей, что наездник старается сделать это при помощи своей собственной силы,
тогда как Эго использует для этого позаимствованные силы». Развитие Эго подразумевает рост и
приобретение функций, которые дают возможность индивиду все в большей степени подчинять себе
свои импульсы, действовать независимо от родительских фигур и контролировать среду.
Супер-Эго — это та часть Эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие
рефлексивные деятельности, где локализуются родительские интроекты. Супер-Эго включает
бессознательные элементы, а исходящие от него предписания и торможения берут начало в прошлом
субъекта и могут находиться в конфликте с его настоящими ценностями. «Супер-Эго ребенка строится,
собственно, не по примеру родителей, а по родительскому Супер-Эго; оно наполняется тем же
содержанием, становится носителем традиции, всех тех сохранившихся во времени ценностей, которые
продолжают существовать на этом пути через поколения».
Фрейд делает вывод, что «значительные части Эго и Супер-Эго могут оставаться
бессознательными, обычно являются бессознательными. Это значит, что личность ничего не знает об их
содержании и ей требуется усилие, чтобы сделать их для себя сознательными».
Фрейд выделял два типа психологического функционирования. Первичный процесс мышления
является характеристикой бессознательной психической активности. Он проявляется в конденсации и
смещении, т. е. образы имеют тенденцию сплавляться друг с другом и могут легко замещать или
символизировать друг друга, используя свободную энергию, игнорируя категории пространства и
времени, и направляются принципом удовольствия. Вторичный процесс мышления подчиняется
законам грамматики и формальной логики, т. е. уменьшает неудовольствие от инстинктивного
напряжения посредством адаптивного поведения. Фрейд считал первичные процессы мышления
онтогенетически и филогенетически более ранними, рассматривал их как врожденно-неадаптивные, а
все развитие Эго — как вторичное, служащее для их подавления. Примером первичных процессов
служит сновидение, вторичных — мышление. Другими словами, в первичном процессе мышления,
например в сновидении, идеи и образы относительно взаимозаменяемы, так что одна идея или образ
легко символизирует другую идею или образ, тогда как во вторичном — сознательная, рациональная
мысль, образ, представления и слова имеют относительно постоянную ценность и значение.
Фрейд пытался определить мышление в терминах перемещений энергии. В «Проекте научной
психологии» он ввел понятие «катексисы», т. е. кванты энергии, вложенные в отдельные умственные
образы. В результате эти представления описываются как «заряженные». Связанная энергия
относительно неподвижна и характерна для структурированных частей психического аппарата, т. е. для
Эго и вторичных процессов, тогда как вложения свободной, или подвижной, энергии служат
отличительным признаком неструктурированных частей психического аппарата, т. е. Ид и первичных
процессов.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд дал определение понятию «либидо» как
«меняющейся количественно силе, которой можно измерять все процессы и превращения в области
сексуального возбуждения». Он считал, что либидо имеет источник — тело, или Ид, существует в
различных формах, связанных со специфическими эрогенными зонами, и подразделяется на оральное,
анальное, генитальное либидо; распределяется между различными структурами, или процессами,
которые насыщают либидо.
К. п. утверждает, что взрослое поведение можно интерпретировать как совершенствование, или
Hosted by uCoz