Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 825 
Next page End  

дополнительными процессами, предназначенными для предохранения Эго от ее последствий. Фрейд
писал: «Сновидения в целом представляют собой пример регрессии к наиболее ранним формам
существования спящего, это возврат в детство, к тем инстинктам и тем способам их выражения, которые
доступны в этот ранний период». К регрессивным формам психической жизни он относит также
невротические состояния. Сублимация — это связанный с развитием процесс, посредством которого
инстинктивная энергия разряжается в неоинстинктивных формах поведения. Он включает перемещение
энергии с объектов биологической значимости на объекты меньшей инстинктивной важности,
освобождение деятельности от веления инстинктивного напряжения. Концепция сублимации
объясняет эволюцию «высших функций» из низших. Все сублимации зависят от символизации, а все
развитие Эго зависит от сублимации.
К. п. включает теорию психологического происхождения неврозов. В классической теории
различаются следующие типы неврозов.
1. Психоневроз, который обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только
в терминах личности и истории жизни. Существует 3 типа психоневрозов — истерическая конверсия,
истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно
интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.
2. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в
терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в
половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению как результат половых
излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения.
3. Нарциссический невроз, при котором пациент не способен к образованию переноса.
4. Невроз характера — в этом случае симптомы являются чертами характера.
5. Травматический невроз, который вызывается потрясением.
6. При неврозе переноса, который развивается в ходе психоанализа, пациент проявляет
навязчивый интерес к психоаналитику.
Психоанализ утверждает, что психоневрозы обусловлены невротическим конфликтом, т. е.
бессознательным конфликтом между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго,
предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт
является невротическим только в том случае, если одна сторона бессознательна и/ или если он
разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации. Психоанализ
рассматривает симптом как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями
подавляющего фактора. Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую Фрейд
характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения». Сложную роль в
невротическом конфликте играет Супер-Эго. Именно Супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя
виноватым даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптомы
психоневроза. Сознательно она ощущается весьма болезненно. Таким образом, все части психического
аппарата участвуют в формировании невротического симптома.
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ. Основополагающий вклад в теорию классических
условных рефлексов внес И. П. Павлов.
Его теория условных рефлексов явилась тем фундаментом, на
котором стала развиваться поведенческая психотерапия.
И. П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может вызывать ту
же реакцию, что и безусловный рефлекс, который протекает автоматически, на врожденной основе, и не
зависит от предшествующего опыта индивида. Или, иными словами, как нейтральный раздражитель
становится условным раздражителем. И. П. Павлов показал, что формирование условного рефлекса
подчиняется ряду требований: 1) важнейшим из них является смежность (совпадение по времени
индифферентного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного
раздражителя); 2) не менее важным условием является повторение (многократное сочетание
индифферентного и безусловного раздражителей).
Основная схема условного рефлекса И. П. Павлова S->R, где S — стимул, R — поведение. Из
этой схемы видно, что основной путь управления поведением — это управление предъявлением
стимулов, вызывающих определенную реакцию, внешним окружением, контроль над ним. Организуя
определенным образом окружение, вырабатывая условные рефлексы, можно формировать определенное
Hosted by uCoz