Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 825 
Next page End  

считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении
жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Бек сравнивал работу,
которую проводит когнитивный психотерапевт, с коррекцией двигательного стереотипа при игре на
музыкальном инструменте. Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их
правильными — таковы главные задачи К. п. Она наиболее показана людям со способностью к
самонаблюдению и анализу своих мыслей. К. п. предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта
и пациента при отношениях между ними, близких к партнерским. Пациент и психотерапевт должны в
самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей
коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы психотерапия была
успешной, пациент должен в общем принять базисное положение К. п. о зависимости эмоций от
мышления: «Если мы хотим изменять чувства, надо изменять вызвавшие их идеи». Установление
контакта может начаться с принятия психотерапевтом некоторых представлений пациента о болезни с
постепенным переводом его на позиции К. п. Слепое следование за психотерапевтом и повышенный
скептицизм — два полюса негативного отношения к предстоящему лечению. Поэтому приведение
подобных позиций к центру — залог успешности психотерапии.
Важная задача начального этапа — сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в
основе одни и те же причины, и их группировка). Эта задача относится как к симптомам (соматическим,
психопатологическим), так и к эмоциональным проблемам. При этом достигается укрупнение мишеней
психотерапевтического воздействия. Другим вариантом сведения проблем является идентификация
первого звена в цепи симптомов, который и запускает всю цепь, что иногда приводит к выходу на
перцептивный уровень.
Следующий этап — осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие
реальности. Для этого может быть использовано несколько приемов, например экспериментальный
метод. В этом случае пациент получает подробные представления о некоторых положениях К. п. с
обращением особого внимания на необходимость проведения различий между объективной
реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Уровень
субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией — обработкой
сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и
протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных
когниций. Экспериментальный метод предполагает погружение пациента в значимые ситуации, в том
числе по принципу «здесь и теперь», в присутствии психотерапевта. Обращение внимания пациента на
параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей обучают пациента
методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Распознавание
неадаптивной когниций может быть облегчено с помощью приема коллекционирования
автоматических мыслей. Термин «неадаптивная когниция» применяется к любой мысли, вызывающей
неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы. Пациенту
предлагается сосредоточиваться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной
ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниций, как правило, носят характер «автоматических
мыслей». Они возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно и для пациента
всегда имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. Они
непроизвольны, не привлекают его внимания, хотя и направляют его поступки. Сфокусировавшись на
них, пациент может распознать их и зафиксировать. Обычно вне значимой, проблемной ситуации эти
мысли осознаются с трудом, например у лиц, страдающих фобиями. Опознание их облегчается при
реальном приближении к такой ситуации. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию
позволяет сначала осознать, осуществить «коллекционирование» их, а впоследствии вместо
сокращенного, как в телеграмме, варианта, представить его в более развернутом виде. Метод
«заполнения пустот» используется, когда уровень испытываемых эмоций или симптомов носит
умеренный характер и когниций, сопровождающие их, недостаточно оформлены, нечетки. В этом случае
используется схема анализа, предложенная Эллисом и названная им схемой А, В, С. Пациент обучается
наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакцией на них (С).
Последовательность
становится ясной, если пациент заполняет пустоту в своем сознании, которая явится связующим звеном
между А и С,
т. е. обозначит В.
Это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие
Hosted by uCoz