Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 825 
Next page End  

модуля процедурной последовательности находятся в реципрокной зависимости, т. е. каждый элемент
вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто
воспринимается пациентом как основная проблема (жалоба). Для разрушения патологического
поведенческого стереотипа в К.-а. п. применяются так называемые реципрокные ролевые процедуры,
переводящие кажущуюся объективность существования нарушений в систему субъективную,
управляемую самим пациентом. Этот теоретический аспект К.-а. п. явно обнаруживает важную для
английской школы психоанализа идею о социальном детерминировании роли в условиях
межперсонального взаимодействия, разработанную Кляйн (Klein M.). Для создания межперсональных
влияний чаще всего используются вербальные приемы, приемы самонаблюдения пациентов в
проблемных ситуациях, в том числе дневник самонаблюдения, а также карты и схемы о внутреннем
мире пациента, которые составляются психотерапевтом и пациентом, а затем обсуждаются.
В К.-а. п. используются понятия «ловушки», «дилеммы» и «препятствия».
Под ловушками понимаются сложные повторяемые поведенческие шаблоны. Пример ловушки:
чувство неуверенности пациента вызывает стремление демонстрировать уверенное поведение, что
приводит к наблюдению за проявлениями уверенности у других и к копированию подобного поведения;
это ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и вызывает страх одиночества; с
последним связан отказ от уверенной модели поведения, что в свою очередь способствует осознанию
неуспешности и усилению чувства неуверенности. Начальным и конечным элементом указанного
процесса является чувство неуверенности. Специфика психологической организации пациента такова,
что любая попытка преодолеть чувство неуверенности приводит к его усилению.
Дилеммы — это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и
предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Пример дилеммы, названной «ежики на
снегу»: у пациента имеется выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако форма
близости такова, что при этом теряется самостоятельность, возникает ощущение зависимости.
Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества.
Таким образом, у пациента дилемма: либо он самостоятельный, но одинокий, либо он близок с
любимым человеком, но тогда зависим. Оба варианта не устраивают пациента, и он демонстрирует
поочередно каждый из них, страдая при этом.
Под препятствием в К.-а. п. понимается такой вариант поведения, когда при постановке цели
пациент не осознает и не учитывает серьезных ее аспектов. Примером такого поведения может служить
попытка бросить курить. При этом цель — бросить курить — недостижима, поскольку при ее
постановке пациент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (вред для здоровья и
окружающих и пр.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения
и встроено в стратегию борьбы со стрессом. При любой попытке бросить курить нарастает дискомфорт
и резко снижается толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить.
В К.-а. п. любая психологическая проблема, неврозы и другие заболевания представляют собой
комбинацию, подчас очень сложную, указанных «невротических способов поведения».
К.-а. п. эффективна, по мнению создателей метода, в отношении следующих групп пациентов: с
общеневротическими проблемами, фобиями, невротическими депрессиями, личностными
нарушениями, нарушениями влечении; страдающих алкоголизмом, наркоманией и другими видами
зависимости; больных диабетом и другими психосоматическими заболеваниями, отказавшихся от
сотрудничества с врачами-интернистами.
В К.-а. п. выделяют следующие этапы работы с пациентами.
На диагностическом этапе происходит знакомство с проблемами пациента. Он продолжается 3-5
сессий и предполагает глубокое изучение биографии пациента (для установления начала заболевания и
возникновения симптоматики). Важной задачей этого этапа является совместное с пациентом
формулирование его проблем. Завершается диагностический этап передачей пациенту письма, в
котором психотерапевт сообщает больному о согласии на проведение психотерапии, о понимании его
жалоб, страданий и другой феноменологии заболевания. Далее излагаются эпизоды из биографии
пациента, которые, по мнению психотерапевта, имеют отношение к настоящему заболеванию;
раскрывается психологический смысл этих эпизодов. В последней части письма суммируется
представление врача о причинах проблем пациента и его заболевания, раскрывается связь ситуации, в
Hosted by uCoz