Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 825 
Next page End  

_Дополняющая функция_ по профессиональному (врач и психолог) или половому признаку
(мужчина и женщина) чаще акцентирует взаимодополнительность ролевых позиций — эмпатически
ориентированный психотерапевт, устанавливая и поддерживая контакт с пациентом, облегчает
директивные вмешательства технически ориентированного коллеги и т. п. Возможна техническая
дополнительность (чаще в тренинге),
когда котренер реализует определенные приемы, в которых
специализируется.
_Супервизорская функция_ — котерапевт берет на себя роль супервизора по отношению к
коллегам в пассивно-наблюдательной форме, предоставляя им обратную связь после сеанса, или в
активно-контролирующей, что позволяет ему вмешиваться в психотерапевтический процесс во время
занятия.
В отечественной практике преимущественно используется дополняющая функция котерапевтов в
групповой психотерапии.
КРАТКОСРОЧНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. В последнее время чаще
употребляется другое название — консультирование и терапия, ориентированные на решение проблемы
— solution talk. Одно из направлений современной новой волны в психотерапии, центрированное на
активизации собственных ресурсов пациентов для решения их проблем. В качестве основоположников
К. п. п. можно выделить Шазера (Shazer S. De, США), Уайт (White M., Австралия), Эпстона (Epston D.,
Новая Зеландия), Ахолу и Фурмана (Ahola Т., Furman В., Финляндия).
Несмотря на то что практикующие К. п. п. являются принципиальными противниками
концепций в работе с пациентами, в теоретическом осмыслении своего опыта, как и в любой хорошей
теории, можно выделить «три источника и три составные части». Три источника — это установки
(Эриксон (Erickson M. H.)); опыт системной (Миланская школа Сельвини-Палаццоли (Selvini-Palazzoli M.
S.)) и стратегической (Хейли (Haley J.), Маданес (Маdanes С.)) семейной психотерапии и психоанализ.
Последнее утверждение может вызвать несогласие и недовольство представителей К. п. п.,
поскольку они принципиальные антианалитики и считают, что анализ причин болезни или проблемы
неминуемо приводит к появлению или усилению чувства вины, которое тем более выражено, чем
глубиннее и активнее осознание пациентом и его близкими «патогенетических причин». Именно такие
«побочные» самообвинения и обвинения своих близких, по мнению сторонников К. п. п., являются
препятствием к сотрудничеству пациента и его близких с психотерапевтом, причиной низкой
эффективности и длительности психодинамической психотерапии. Исходя из этой установки, К. п. п. не
фиксируется на поиске причин дискомфорта своих пациентов, а ориентирована на выявление и
активацию ресурсов для его преодоления, что вполне созвучно установкам Эриксона. Однако, в отличие
от его непосредственных последователей, они не эксплуатируют трансовые состояния своих пациентов
для «диалога с бессознательным», а апеллируют к их сознанию и вызывают позитивные инсайты.
Ведущий психоаналитический вопрос «почему?» часто адресуется пациентам в рамках К. п. п., но
ориентирован не на поиск патогенного конфликта, а на выявление саногенных атрибуций,
базирующихся на субъективной концепции здоровья — болезни данного пациента и его близких
(внутренней картине болезни). Отношение сторонников К. п. п. к психоанализу, который является базой
их теоретического образования и психотерапевтического опыта, напоминает подростковый негативизм
в отношении авторитета отца, зависимость от которого пытаются преодолеть, делая все наоборот: если
психоанализ — длительный процесс, то К. п. п. принципиально краткосрочна, если психоанализ
подчеркивает значимость платного обслуживания пациентов, то представители К. п. п. принципиально
обслуживают их бесплатно и т. п. И в одном, и в другом подходе есть рациональное зерно,
подростковость лишь в перевернутом отражении низвергаемого авторитета. Но для краткосрочных
психотерапевтов и почитаемые ими классики семейной психотерапии не являются непререкаемыми
авторитетами, а их технические принципы — неопровержимыми догмами. Так, если для классической
семейной психотерапии непреложно требование посещения психотерапевтических занятий всей
семьей, а обсуждение семейной динамики и формирование терапевтической программы осуществляется
коллективом психотерапевтов в кулуарах, то краткосрочные психотерапевты творчески расширили
возможности семейной психотерапии, не предъявляя пациенту и его семье таких жестких требований, а
обсуждение терапевтической программы проводят совместно с пациентом и его близкими (принцип
«гласности в психотерапии»).
Hosted by uCoz