Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 825 
Next page End  

несколько часов. Пациент при этом выслушивается терпеливо и сочувственно, психотерапевт
обеспечивает эмпатическую обстановку, способствует катарсическому отреагированию пациента.
Не следует прерывать речь пациента (чрезвычайно важное правило). На этом этапе работы
исключаются конфронтация и другие активные элементы психотерапии. Выслушивание пациента —
основной элемент раскрытия суицидоопасных переживаний. Психотерапевтические задачи
установления контакта и раскрытия суицидоопасных переживаний считаются реализованными, когда,
несмотря на усилия психотерапевта и применение им техники классической вербализации и
избирательной вербализации (обобщающие высказывания психотерапевта касаются только
травмирующей ситуации, другие же темы игнорируются), пациент самостоятельно перестает говорить
на травмирующую для него тему и самостоятельно же выбирает другую тему для обсуждения. По
невербальным признакам отмечается снижение эмоционального напряжения и эмоциональная разрядка
пациента при сфокусированном обращении к теме травмирующих переживаний. Задача установления
терапевтического контакта и прием выслушивания требуют в некоторых случаях 4-5 встреч. Далее
реализуется терапевтическая задача актуализации адаптивных вариантов копинг-поведения и
личностной защиты, требующие обязательной эмоциональной поддержки пациента. Реализуя эту задачу,
психотерапевт актуализирует антисуицидальную мотивацию путем обращения пациента к прошлым
достижениям и будущим перспективам. Проявления личностной несостоятельности пациента не
интерпретируются и не анализируются. Сопротивление пациента игнорируется. Этап кризисной
поддержки завершается заключением психотерапевтического контракта, основная задача которого
состоит в К. п. — в локализации кризисной ситуации и проблематики. В целом задачи кризисной
поддержки считаются выполненными, когда купируются аффективные расстройства, что значительно
снижает актуальность суицидальных тенденций и позволяет перейти к этапу кризисного вмешательства.
Кризисное вмешательство имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной
сферы пациента и когнитивной перестройки его представлений о причинах и путях выхода из кризиса.
На этом этапе применяются известные технические приемы когнитивно-поведенческой психотерапии.
Особенностью психотерапевтической работы является точная фокусировка пациента на
терапевтических задачах этапа и игнорирование его стремления вернуться к обсуждению симптоматики
и других незначимых проблем. На этапе повышения уровня адаптации применяются различные
варианты поведенческой психотерапии, проводится индивидуальный поведенческий тренинг, который
может быть реализован через систему домашних заданий пациенту.
Примерами психотерапии кризисных состояний являются аксиопсихотерапия (метод,
направленный на переоценку ценностей, переориентацию больного, адаптацию его к реальности) и
профилактически-ориентированная патогенетическая психотерапия.
Аксиопсихотерапия ставит перед собой следующие задачи:
1) предотвращение фиксации когнитивной установки безвыходности и отсутствия смысла жизни;
2) личностный рост пациента, повышающий кризисную и фрустрационную толерантность;
3) коррекция аксиопсихологической парадигмы путем использования приемов переориентации
— знака значения, переакцентировки, актуализации и дезактуализации ранга индивидуального значения
ценностной иерархии пациента.
Профилактически-ориентированная патогенетическая психотерапия (Бараш Б. А., 1987) также
может быть отнесена к когнитивно-поведенческим методам. Базируется она на принципах
краткосрочности (интенсивности, фокусировки), реалистичности, интегративности (пластичности,
личностной включенности) психотерапевта и симптомоцентрированного контроля, использует
парадоксально-шоковые приемы («все гораздо хуже», «уход в другую жизнь», «предсмертный договор с
психотерапевтом» и др.), анализ причин кризиса, поиск «забытых в прошлом» потребностей и
интересов пациента и путей их актуализации в ситуации блокирования «единственной цели в жизни».
Цель ее — преодоление сверхценного эгоцентризма и однонаправленного программирования жизни,
косвенное научение конструктивному рационально-эмоциональному сопротивлению последующим
жизненным кризисам.
Семейная К.п. показана в ситуации, когда кризисное состояние определяется семейно-бытовыми
конфликтами. Особое значение таких конфликтов, по-видимому, состоит в том, что кризисный пациент
лишается поддержки своего ближайшего окружения, и у него возникает чувство одиночества на фоне
Hosted by uCoz