Navigation bar
  Print document Start Previous page
 240 of 825 
Next page End  

взаимодействия участников малой группы, форсированно (30-80 часов). Л. т. сочетает
непосредственное взаимодействие участников как членов группы с исследованием этого процесса и
обучением.
Повышенный интерес к методам активного социального обучения, таким как социально-
психологический тренинг,
деловые и организационно-управленческие игры, методы дискуссионных
групп, методы групповой психологической коррекции, методы индивидуального психологического
консультирования и др., обусловлен реальной диалектикой современного социального развития.
Сопровождающие научно-техническую революцию интенсификация социальных связей личности,
расширение сферы общения из-за частой утраты качества этого общения, постоянно растущие нагрузки
на психическую деятельность, наконец, затянувшийся кризис современной семьи делают процессы
общения и межличностных отношений все более многообразными и напряженными. Эти факторы
нередко создают условия для развития перманентных внешних и внутренних конфликтов, приводящих
повсеместно к серьезным, отрицательным для здоровья личности рецидивам, к невозможности
полноценно жить и трудиться. Все это предъявляет повышенные требования, в частности, к культуре
общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных разнородных
межличностных ситуациях. Решению этих проблем и должны прежде всего способствовать методы
активного социального обучения. Кроме того, использование методов активного социального обучения
значительно увеличило потенциал и расширило возможности психологической науки, поскольку с их
помощью стали более эффективно внедряться в практику результаты научных разработок. Это
подтверждает в целом успешный опыт внедрения методов активного социального обучения в
различные сферы социальной жизни у нас в стране — в производственные отношения и управление,
народное образование, здравоохранение, семейно-бытовые отношения. Значителен научный потенциал
групп и коллективов активного социального обучения, которые могут рассматриваться как оптимальные
экспериментально-исследовательские лаборатории для анализа многих реальных психологических и
социально-психологических явлений, характерных для межличностных отношений и общения.
Наибольшее распространение практика активного социального обучения получила в западных странах,
прежде всего в США. Активное социальное обучение, или «групповое обучение», как научно-
практическое направление, решающее социальные и социально-психологические проблемы людей, за
40 лет своего существования заняло прочное место в западной культуре в качестве составного элемента
широко разветвленной сети психологической помощи.
В своих идейно-теоретических истоках «групповое движение»
испытывает влияние многих
психологических направлений (бихевиоризма, фрейдизма, гуманистической и когнитивной психологии,
интеракционизма). На уровне практической реализации это движение сегодня представляет собой
скорее разноречивый и эклектический конгломерат обусловленных различными теоретическими
ориентациями конкретных методических подходов, которые имеют разные наименования: Т-группы,
энкаунтер-группы, тренинг сенситивности, группы личностного роста и т. п.
Гибб (Gibb J. R.), в частности, подразделяет все виды групп социального обучения на 9 основных
видов, располагая их в зависимости от степени близости к психотерапевтическим группам,
с одной
стороны, и традиционному обучению — с другой.
Любин (Lubin В.) и Эдди (Eddy W.) выделяют, например, 3 основных направления в организации
социального обучения в группе, рассматривая их как практические экспериментальные лаборатории
исследования человеческих отношений и различая с точки зрения фокуса исследования: а) личностную и
межличностную, б) межгрупповую, в) групповую ориентацию.
Бэкенен (Bachanan P.) и Рейсел (Reisel J.) при разработке типологии групп использовали несколько
иное представление, с акцентом на категорию «Я». С их точки зрения, различные типы группового
социального обучения могут быть разделены в зависимости от того, из каких источников человек
получает информацию о своем «Я». «Я—Я» — тип, имеющий дело в основном с личностным ростом.
Главные источники обучения интраперсональные (внутриличностные). «Я—другие» — тип,
фокусирующийся на межличностных отношениях. Участники поощряются к поиску данных, касающихся,
например, влияния их поведения на других или манеры, в которой они общаются с другими людьми,
«Я—группа» — тип, рассматривающий личность и способ ее обращения с группой как с социальной
общностью, к которой эта личность относится. Предметом анализа являются вопросы влияния стилей и
Hosted by uCoz