Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 825 
Next page End  

создание мифа проводится в течение одного занятия, сколько бы оно ни продолжалось (были случаи,
когда терапевтический миф создавался более 10 часов), каждый из участников группы проговаривает
возможность своего присутствия в течение всего занятия.
На этом этапе дается описание метода, понятие индивидуального (личностного) мифа.
В основной части работы заказчик выполняет роль альфа-лидера, т. е. управляет группой для ее
оптимального функционирования и максимальной помощи в создании собственного мифа.
Психотерапевты находятся в позиции экспертов и помогают заказчику осуществить свою групповую
роль. Все остальные участники группы стремятся задействовать свой интеллектуальный и
эмоциональный потенциал, выступают как живая библиотека, стараясь предоставить свои проекции на
элементы мифа. Группа работает только над созданием мифа, и в этом смысле в ней нет прямой
обратной связи и не поощряются безоценочные суждения, скорее наоборот, группа и ее участники
провоцируют пациента для продуцирования сначала элементов и базовых метафор мифа, а затем
помогают в создании «чернового мифа», который потом сворачивается до текста, лишенного деталей и
конкретных событий, превращаясь в универсальный текст, полностью им принятый. В некоторых
случаях текст в целом создается пациентом, в других — участники группы на основе обсуждения
элементов мифа предлагают свои варианты, которые после принятия их включаются в основной текст.
В завершение работы заказчик переписывает текст от руки, что объясняется необходимостью
пропускания текста «через себя». В конце проводится своеобразный шеринг, когда участники группы
высказывают свое отношение к написанному тексту мифа. Отклики могут быть оценочными,
расшифровывающими символы и метафоры мифа, проективными, анализирующими стратегию
написания мифа и стратегии поведения, которые проявились в содержании мифа.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (РЕКОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ
КАРВАСАРСКОГО, ИСУРИНОЙ, ТАШЛЫКОВА. Психотерапевтическое направление,
представляющее собой дальнейшее развитие учения В. Н. Мясищева о неврозах и их психотерапии (см.
Патогенетическая психотерапия Мясищева). По основным своим теоретическим положениям Л.-о. (р.)
п. К., И., Т. может быть отнесена к психодинамическому направлению в психотерапии. Разрабатывается
в отделении неврозов и психотерапии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева
(Карвасарский Б. Д., 1982, 1985, 1990; Исурина Г. Л., 1983, 1992, 1994; Ташлыков В. А., 1984, 1994, и
др.). Становление Л.-о. (р.) п. К., И., Т. как самостоятельного направления в психотерапии может быть
отнесено к началу 1970-х гг. и включает в себя: 1) концепцию личности как систему отношений
индивида с окружающей средой; 2) биопсихосоциальную концепцию невротических расстройств, в
рамках которой невроз понимается прежде всего как психогенное заболевание, обусловленное
нарушением значимых для личности отношений; 3) систему личностно-ориентированной
индивидуальной и групповой психотерапии, основной целью которой является достижение позитивных
личностных изменений (коррекция нарушенной системы отношений, неадекватных когнитивных,
эмоциональных и поведенческих стереотипов), что ведет как к улучшению субъективного самочувствия
пациента и устранению симптоматики, так и к восстановлению полноценного функционирования
личности. Концепция Л.-о. (р.) п. К., И., Т. содержит представления о ее целях и задачах, механизмах
лечебного действия, специфике и этапах психотерапевтического процесса, особенностях
взаимодействия пациента, психотерапевта и группы, методических подходах и технических приемах и
пр.
Первоначально цели и задачи Л.-о. (р.) п. К., И., Т. формулировались следующим образом: 1)
глубокое и всестороннее изучение личности больного; специфики формирования, структуры и
функционирования его системы отношений, особенностей его эмоционального реагирования,
мотивации, потребностей; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов,
способствующих возникновению и сохранению невротического состояния и симптоматики; 3)
достижение у больного осознания и понимания причинно-следственных связей между особенностями
его системы отношений и его заболеванием; 4) изменение и коррекция нарушенной системы отношений
больного неврозом; 5) при необходимости помощь больному в разумном разрешении его
психотравмирующей ситуации, изменении его объективного положения и отношения к нему
окружающих.
Дальнейшее развитие Л.-о. (р.) п. К., И., Т., которое во многом связано с широким
Hosted by uCoz