Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 825 
Next page End  

Обратная связь дает участнику группы возможность осмыслить и оценить значение собственного «Я» в
типичных для него межличностных ситуациях и, соотнося прошлое и настоящее, понять собственные
проблемы и особенности своих отношений. Пациент видит себя как бы в различных зеркалах, которыми
являются участники психотерапевтической группы.
Конфронтация пациента с отраженным образом
«Я», во многом не согласующимся с существующим представлением о себе, способствует осознанию
новых аспектов собственной личности и интеграции полученной информации, что приводит к
расширению образа «Я» и его большей адекватности. Однако материал осознания, хотя и относится
прежде всего к личности пациента, включает и иные аспекты, связанные с более адекватным
пониманием других людей, особенностей их переживаний и поведения, а также определенных общих
аспектов функционирования человеческой психики, взаимоотношений и взаимосвязи психических и
соматических процессов, межличностного взаимодействия, иными словами, всего того, что можно
обозначить как развитие психологической культуры в широком смысле. Очевидно, что групповая
психотерапия создает более благоприятные условия для такого осознания, поскольку являет собой
реальное эмоциональное взаимодействие, в котором во всей полноте раскрываются психологические
особенности каждого участника группы, и предоставляет более широкие возможности для
сопоставления собственных отношений, установок и позиций с отношениями, установками и
позициями других людей. Такое сопоставление способствует не только более глубокому пониманию
самого себя, но и повышению чувствительности к другим, принятию и уважению ценности и
значимости других людей, несмотря на существующие личностные различия, а это в свою очередь ведет
к улучшению межличностного взаимодействия, снижает напряжение и уменьшает сложности во
взаимоотношениях.
Корригирующий эмоциональный опыт (или корригирующее эмоциональное переживание)
включает: переживание и анализ своего эмоционального опыта (прошлого, в том числе относящегося к
родительской семье, и актуального, связанного собственно с процессом психотерапии) и
эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его
психотерапевтом (или группой), признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его
внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из его отношений, установок и ценностей.
Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания
предполагает принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не согласуется с
собственными представлениями. Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное отношение к себе
препятствуют восприятию пациентом новой информации, обостряя действие защитных механизмов;
более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает
сопротивление, делает пациента более открытым для новой информации и нового опыта. Это означает,
что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного
самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная
поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень
самоуважения и производит корригирующее эмоциональное воздействие на такой важнейший элемент
системы отношений, каким является отношение к себе, практически всегда неадекватное в структуре
отношений невротической личности. Изменение отношения к себе происходит, с одной стороны, под
влиянием нового знания о себе, а с другой — в связи с изменением эмоционального компонента этого
отношения, которое и обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки. Принятие
пациента психотерапевтом (или группой) способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение
пациентом психотерапевтических норм, повышает его активность и ответственность в
психотерапевтическом процессе, создает условия для самораскрытия. Аналогом принятия в
индивидуальной психотерапии является групповая сплоченность в групповом психотерапевтическом
процессе, которая обеспечивает еще более высокий и многоплановый уровень эмоциональной
поддержки. Корригирующее эмоциональное переживание связано также с переживанием пациентом
своего прошлого и текущего (актуального) опыта. Возникновение в ходе психотерапии различных
эмоциональных ситуаций, с которыми пациент не мог справиться в реальной жизни, позволяет в
особых психотерапевтических условиях вычленить эти переживания, проанализировать их, пережить
заново, переосмыслить и выработать более адекватные формы эмоционального реагирования. Еще один
аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекцией эмоционального опыта,
Hosted by uCoz