Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 825 
Next page End  

полученного в родительской семье, на психотерапевтическую ситуацию. Анализ этих переживаний на
основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической ситуации позволяет пациенту в
значительной степени переработать эмоциональные проблемы, уходящие корнями в родительскую
семью.
Научение в рамках Л.-о. (р.) п. К., И., Т. осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая
психотерапия более благоприятствует реализации поведенческих механизмов в сравнении с
индивидуальной. Группа выступает как модель реального поведения пациента, в которой он проявляет
типичные для него поведенческие стереотипы, и создает условия для исследования пациентом
собственного межличностного взаимодействия, выявляя в нем конструктивные и неконструктивные
элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания, и для выработки
навыков полноценного общения. Пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые
приносят ему удовлетворение и позитивно воспринимаются другими. Все это создает благоприятные
предпосылки для генерализации достигнутых поведенческих изменений и на другие ситуации, в
реальной жизни.
В системе Л.-о. (р.) п. К., И., Т. индивидуальная и групповая ее формы решают общие
психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и
коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную
неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику. При этом
индивидуальная психотерапия в большей степени ориентирована на исторический (генетический) план
личности пациента, но учитывает и реальную ситуацию взаимодействия, а групповая — на
межличностные аспекты, но обращается и к историческому плану личности пациента.
Условно можно выделить определенную последовательность в поведении врача в процессе
индивидуальной Л.-о. (р.) п. К., И., Т. При первой встрече с пациентом он минимально активен,
недирективен, способствует искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию
доверительного контакта. Затем, увеличивая свою активность, приступает к выяснению «внутренней
картины болезни», к вербализации пациентом его представлений о болезни, ожиданий от лечения и
перспектив выздоровления. Проводя коррекцию концепции болезни у пациента, врач обсуждает с ним
данные обследований, помогает понять, что причины невроза кроются не в органических изменениях, и
уловить связь эмоциональных факторов с симптоматикой. В этот период психотерапевт предоставляет
больному соответствующую информацию и выступает преимущественно в роли эксперта. После
уяснения пациентом связи между симптоматикой и провоцирующими патогенными ситуациями
содержание бесед существенно меняется. Их предметом становятся уже не симптомы, а
психологические проблемы, переживания и отношения больного. Постепенно в процессе обсуждения и
переработки этого материала в сознании пациента выстраивается определенная схема из различных
звеньев новой концепции болезни (эмоциональные факторы или патогенные ситуации — личностные
позиции или отношения — потребности или мотивы — невротический конфликт — симптоматика).
Взаимоотношения с больным углубляются, психотерапевт становится помощником в интенсивной
работе пациента над его внутренним миром. На заключительном этапе Л.-о. (р.) п. К., И., Т.
психотерапевт снова увеличивает свою активность и даже директивность в испытании и закреплении
пациентом новых способов восприятия, эмоционального реагирования и поведения.
В течение лечебного курса при использовании этого метода на всех его этапах постоянно
осуществляются 2 взаимосвязанных психологических процесса — осознание и реконструкция
отношений личности. Первый процесс — осознание, инсайт
заключается в постепенном
расширении сферы самосознания больного, связанном с необходимостью понимания им истинных
источников собственных невротических расстройств; второй — реконструкция отношений личности —
в соответствии со степенью осознания проявляется в коррекции нарушенных и выработке новых
отношений на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Что же может осознать
пациент в процессе Л.-о. (р.) п. К., И., Т.? Психотерапевт помогает больному осмыслить связи между
способами реагирования в определенных жизненных обстоятельствах, нарушенными значимыми для
него отношениями и возникновением невроза. Врач выступает здесь в роли проводника в познании
больным своего внутреннего мира. На трудности этого пути указывал И. П. Павлов.
«Надлежит, —
писал великий физиолог, — отыскать вместе с больным или помимо его или даже при его
Hosted by uCoz