Navigation bar
  Print document Start Previous page
 256 of 825 
Next page End  

жизни может компенсироваться стремлением к власти, к удовольствию (часто в виде сильного
сексуального влечения), психогенными неврозами. Поэтому Л. показана в случае не только ноогенных,
но и психогенных неврозов.
Л. не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может
соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из
направлений современной психотерапии Л. занимает в ней особое место, противостоя, с одной
стороны, психоанализу, а с другой —
поведенческой психотерапии.
Она отлична от всех остальных
систем психотерапии не на уровне невроза, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических
человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических
характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к
самоотстранению. На этих двух онтологических характеристиках человека основывается механизм
действия методов парадоксальной интенции Франкла,
которая применяется при лечении фобий и
обсессий и дерефлексии, используемой при лечении сексуальных неврозов.
Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения Л. Психотерапия разного рода
заболеваний — это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы,
порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога,
позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль
играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.
Никто, и логотерапевт в том числе, не «преподносит» тот единственный смысл, который человек
может найти в своей жизни, в своей ситуации. Однако Л. ставит целью расширение возможностей
пациента видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация.
Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни — жизнь ставит этот вопрос перед ним; другими
словами, человек не изобретает его, а находит в объективной действительности. Правильно ставить
вопрос не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.
Вопрос о том, как человек находит смысл своей жизни, является ключевым для практики Л. Сам
процесс нахождения смысла сводится к общепсихологическим закономерностям человеческого
познания (в частности, выделения фигуры из фона). Однако смысловая реальность не сводится к
измерениям биологического и психологического существования человека и не может изучаться их
традиционными методами.
Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику
возможных позитивных смыслов. Ценности — смысловые универсалии, являющиеся результатом
обобщения типичных ситуаций в истории общества. Выделяются 3 группы ценностей: ценности
творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям
творчества, основным путем реализации которых является труд. Из числа ценностей переживания
Франкл подробно останавливается на любви, обладающей богатым смысловым потенциалом.
Основной пафос и новизна Л. связаны с ценностями отношения. При любых обстоятельствах
человек способен занять осмысленную позицию по отношению к этим обстоятельствам и придать
своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может
оказаться бессмысленной. Практические достижения Л. связаны как раз с ценностями отношения, с
нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными.
Однако обращение к ним оправданно, когда все остальные возможности повлиять на собственную
судьбу исчерпаны.
С принятием решения, с выбором сопряжена ответственность человека за свою жизнь. Проблема
ответственности — узловая проблема Л.: найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление
этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения, желает ли он или нет
осуществлять смысл в данной ситуации.
Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне. Свобода возвышается над любой
необходимостью. Человек свободен по отношению к своим влечениям, к наследственности и факторам
внешней среды. Он, в определенных пределах, самодетерминирующееся существо. Он свободен
реализовать смысл жизни.
Hosted by uCoz