Navigation bar
  Print document Start Previous page
 257 of 825 
Next page End  

_М_
МАРАФОН (греч. maraphon). Групповое занятие продолжительностью от нескольких часов
(более 5) до нескольких дней, используемое для тренинга профессионалов, психопрофилактики
здоровых пациентов и значительно реже — для психотерапии.
Типичным примером является «марафон в выходные дни» (week-end meeting)
продолжительностью 24-48 часов, позволяющий участникам приобрести групповой опыт без отрыва от
работы или учебы. Временной режим работы М. может быть директивно структурирован ведущим с
фиксацией перерывов для еды и сна, либо в процессе недирективной работы ответственность за
распределение времени занятия передается группе и каждому участнику в отдельности. М. проводится
изолированно и одноразово с целью тренинга или активизации самопознания либо включается в цикл
обычных групповых занятий для решения тактических тренинговых или терапевтических задач.
Продленная форма групповых занятий нередко сочетается с экстравагантным содержанием типа
коллективной экзистенциальной исповеди, нудистского М. или необходимости преодоления целого
блока эмоционально-стрессовых ситуаций — «Эрхардовские семинары» (EST).
Основные специфические механизмы М.: 1) интенсивность и концентрированность
психотерапевтических отношений и тренинговых приемов превышает интенсивность аналогичного
суммарного времени блока «классических» (90 минут) занятий благодаря экономии времени на
«разогрев» и структурирование группы; 2) нарастающая астенизация и сбой биологического суточного
ритма, поведенческих стереотипов участников (особенно при занятиях в ночное время без
фиксированных перерывов на сон) снижают сопротивление,
способствуют более свободному
выражению эмоций и облегчают возникновение измененных состояний сознания, инсайтов,
и
освоение нового опыта; 3) непрерывность группового опыта способствует включению разнообразных
упражнений и переживаний в единый групповой контекст.
М. требует значительных психофизических ресурсов и слаженной котерапевтической работы
ведущих.
МАССОВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ АЛКОГОЛИЗМА
ГРИГОРЬЕВА. В ходе практического применения метода А. Р. Довженко (см. Стрессопсихотерапия
алкоголизма («кодирование») Довженко) Г. И. Григорьевым (1993) была разработана его оригинальная
модификация. Новый метод формировался: 1) в процессе научного анализа собранных данных анамнеза
и катамнеза больных, в лечение которых избирательно интегрировались психотерапевтические приемы
других направлений; 2) под влиянием социально-политических перемен в российском обществе,
характеризуемых всесторонней нестабильностью и полной деидеологизацией. Влияние социума создало
экстремальную ситуацию при врачебной работе с таким неблагополучным контингентом, как лица,
страдающие алкоголизмом.
В эмоциональной сфере фактических и потенциальных пациентов житейские состояния эйфории
и стресса оборачивались болезнетворными аффектами; в интеллектуальной сфере обыденное сознание в
поисках самоидентификации стало восприимчивым в равной степени как к оккультизму во всех его
проявлениях, так и к религиозному традиционализму; в волевой сфере пациентов формировалась
установка, препятствующая включению внутренних резервов. Модифицированный Г. И. Григорьевым
метод стрессопсихотерапии алкоголизма по А. Р. Довженко решал сложную актуальную задачу:
целенаправленную на алкоголизм психотерапию усилить вторичным эффектом общей
психопрофилактики от воздействия деструктивных сил в обществе. Достижение двойного лечебного
воздействия связано с усилением эмоционально-эстетической компоненты психотерапии, со
смягчением устрашающих, «напрягающих» напутствий в формуле внушения («кодировании») и с
приобщением к сотрудничеству христианских священников.
Интеграция в метод элементов различных психотерапевтических подходов и привлечение
церковного опыта борьбы с алкоголизмом до некоторой степени делают сам метод эмоционально-
эстетической психотерапии эклектичным, но не лишают его оригинальности и эффективности. Более
того, последовательно раскрывая отдельные эстетические составляющие психотерапевтического
воздействия, автор прагматично пришел к аналогии с театром и общественным богослужением.
Результатом анализа художественной и соборной метафоры стала возможность увеличения числа
Hosted by uCoz