Navigation bar
  Print document Start Previous page
 262 of 825 
Next page End  

дружелюбие, т. е. дружественность к нашему переживанию, — и не потому, что мы действительно
наслаждаемся им, ибо на практике оно может быть также неприятным или болезненным, а просто
потому, что мы его переживаем. Вместо стараний принудить себя жить так, чтобы сделаться такими,
какими, по нашему мнению, мы должны быть, майтри принимает себя безусловно, позволяет себе
просто быть человеком. Достижение этого происходит, во-первых, через дисциплинированное
внимание, помогающее преодолеть привычный стереотип мышления и соприкоснуться со своим
переживанием. Во-вторых, путем создания пространства для возникающих препятствий и чувств,
становясь шире их, не поднимаясь над ними. Помимо этого надо смотреть прямо на свою изменчивость
и допускать ее, не подстраивая свои переживания под предустановленные образцы, быть открытым для
спонтанных прозрений.
Общим признаком медитативных практик является процесс трансформации сознания. Различие
их не только в психотехнических приемах, но и в целях, которые условно можно разграничить так:
западная традиция занята личностью человека, а восточная — сосредоточена на выходе за пределы
личности.
Один из путей реализации М. — это путь концентрации (дхарана), которая является надежной
основой для эффективного мышления и М. Дхарана имеет практическое применение как в индуистской
йоге, так и в буддийских психотехниках. Она характеризуется достижением однонаправленности,
сфокусированности ума. Вуд (Wood E., 1996), систематизатор восточных практик для европейцев,
характеризует концентрацию как использование воли для выполнения того, что обычно происходит с
нами неосознанно. Участие внимания со стороны выглядит как сужение области внимания, но
внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. В обычном состоянии ум
человека отвлекается разнообразными внешними раздражителями и идущими изнутри организма,
связанными с нарушениями физического гомеостаза, нереализованными потребностями. Начиная со
средоточения ума на объекте, разум надо заставлять думать только в выбранном направлении, пресекая
блуждания его в потоке возникающих ассоциаций. Внимание уделяется одному только объекту. Для
дисциплинирования внимания Вуд, исходя из опыта своих учителей, советует: представлять объект в
естественной среде; не сосредоточиваться на мысли об удержании ее на объекте, а просто его видеть;
рассматривать свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обонянием; позволять
движущемуся объекту двигаться; вспоминать все об объекте, что относится к нему непосредственно, а не
ассоциативно; сосредоточение должно быть без напряжения в теле или разуме; при рассеянии
напоминать себе о том, чем заняты. Теоретически любой предмет или его качество может стать
объектом концентрации, однако характер объекта определенным образом ограничивает глубину
достигаемой концентрации. Например, «Вишудхиматта» (буддийское руководство по М.) рекомендует
ряд объектов для овладения концентрацией: 10 абстрактных объектов, 5 окрашенных кругов (белого,
черного, синего, желтого и красного цвета), первоэлементы (огонь, воздух, вода и земля, ограниченное
пространство), 10 вызывающих отвращение предметов, 10 качеств Будды, 4 возвышенных чувства
(любовь, добродетель, сострадание, радость при достижении счастья другими), 4 беспредметных
созерцания (бесконечного сознания, бесконечного пространства, пространства пустоты, сферы «ни
восприятия, ни невосприятия»). Предлагаемые для концентрации объекты должны подбираться
индивидуально, в зависимости от особенностей характера и темперамента, доминирующих у человека
установок, так, чтобы максимально уменьшить воздействие отвлекающих причин, вторгающихся в
сознание.
М. (дхьяна) следует за концентрацией и сама протекает с помощью концентрации. Она
характеризуется продолжительным умственным усилием, направленным на объект или мысль;
сосредоточением в форме установленного в период концентрации режима воли; собранностью мыслей
об объекте. Структура буддийской практики М., или созерцания, имеет 8 уровней, т. е. 8 уровней
развертывания сознания. До их описания следует отметить, что философские учения и
психотехнические методы считались средством для исцеления определенных аффектов и
привязанностей, ложных установок. Выбор метода и объекта связан с психологическим состоянием
медитатора и доминирующим источником его страдания (клеши), как, например, невежество (моха),
гнев (двеша), страсть (рага), индивидуальное «Я» (асмита), стремление к обладанию (абхиневеша).
Общую характеристику уровней созерцания (дхьяна), изученных в связи с трансперсональным
Hosted by uCoz