Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 825 
Next page End  

специфической коммуникации.
М. — набор средств для улучшения коммуникации, она предлагает вопросы типа «что?», «как?»
или «кто?» в ответ на специфические формы речи говорящего. Использование этих вопросов и реакций
— особое искусство. Практикуясь в употреблении М., необходимо обратить специальное внимание на
собственные внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции М.
будут возникать в те моменты, когда нам понадобится опереться на внутренний опыт в понимании
коммуникации пациента. Например, если пациент говорит: «Отец наказал меня», чтобы полностью
понять, что значит это утверждение, нужно спросить: «Как именно?» Пациент мог быть избит, или отец
накричал на него, или сердито посмотрел, или просто игнорировал его. Если мы решаем для себя, что
это значит, опираясь на собственный опыт, то движемся в своей модели мира, а не в модели пациента.
М. — набор средств, которые дают возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного
опыта, получая информацию от пациента. Это удерживает от погружения в себя, опоры на внутренний
опыт для понимания. Осваивая М., мы будем задавать вопросы там, где раньше обращались к
собственному внутреннему опыту, чтобы уяснить, что имеет в виду пациент. М. помогает вызвать
пациента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость заполнять пропуски собственной
субъективной реальностью. Предположим, что пациент говорит: «Я боюсь толпы». Если мы обратимся
внутрь себя и начнем говорить: «О да, страх толпы, да, я знаю, что это такое», мы упустим возможность
помочь пациенту более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые М.:
«Как вы узнаете, что боитесь толпы?», или «Что именно в толпе пугает вас?», или «Что мешает вам
чувствовать себя в толпе хорошо?» — помогают придерживаться опыта пациента, извлекая ответы и
новые возможности для роста из его собственных ресурсов. И может быть, эти ресурсы таковы, какими
мы сами не располагаем.
Осознание момента, когда мы погружаемся в себя, чтобы понять, что имеет в виду пациент, и
замена этого вопросами М. в значительной мере увеличат психотерапевтическую эффективность работы
и помогут интеграции М. в наше бессознательное поведение. М. основана на человеческой интуиции,
поэтому, тщательно осознавая эту интуицию, мы легко можем освоить М.
МЕТОД АФФЕКТИВНОЙ КОНТРАТРИБУЦИИ ГРИНЕНКО И КРУПИЦКОГО ПРИ
ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА. Это оригинальный метод психоделической психотерапии,
разработанный А. Я. Гриненко, Е. М. Крупицким и др. (1989). Данный метод основывается на
способности кетамина вызывать сильные психоделические переживания как личностно окрашенные,
так и глобального (трансперсонального) характера. Психотерапия проводится перед, во время, а также
после кетаминового психоделического сеанса. Особенностью психоделической психотерапии по М. а. к.
Г. и К. п. л. а, является преимущественно негативная эмоциональная окраска психоделических
переживаний, которая, очевидно, может быть объяснена тем, что пациенты в образной, символической
форме переживают вытесненные в подсознание основные личностные конфликты и проблемы, которые
у больных алкоголизмом во многом связаны именно со злоупотреблением алкоголем и с негативными
аспектами алкогольного образа жизни. Такие переживания обусловливают впоследствии особое
катарсическое чувство разрешения личностных проблем, а также психологическое неприятие
алкогольного образа жизни, твердую установку на трезвость.
В процедуре М. а. к. Г. и К. п. л. а. можно выделить 3 основных этапа. Первый —
программирующий. На этом этапе проводится беседа, в ходе которой пациенту говорят, что для снятия
патологической зависимости от спиртного во время процедуры у него будет вызвано особое состояние,
при котором произойдет глубинное переживание и осознание отрицательных сторон и последствий
алкоголизма. Подчеркивается, что ранее неосознаваемые, вытесненные из сознания представления о
негативных сторонах и последствиях пьянства будут отражены во время процедуры в особой
символической форме на уровне чрезвычайно эмоционально насыщенных видений (галлюцинаций).
Такое осознание и острое переживание негативных сторон пьянства должны обусловить впоследствии
его психологическое неприятие, твердую установку на трезвость.
Второй этап — непосредственно сама процедура, во время которой больному вводят этимизол, а
вслед за ним бемегрид и кетаминсодержащий анестетик для достижения легкого кетаминового наркоза.
Бемегрид потенцирует негативные эмоциональные переживания и видения, а этимизол, являясь
«неспецифическим коннектором», способствует прочному запечатлению пережитого в долгосрочной
Hosted by uCoz