Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 825 
Next page End  

приемы (метафора, гипербола, аллегория, олицетворение, эпитеты, антитеза, синонимы). В ходе
написания текста продолжается процесс самопознания личности с получением обратной связи и
эмоциональной поддержки, но уже опосредованно — через текстообразование.
После завершения создания текста личного мифа происходит смена участника группы, и
процедура повторяется (группа работает с одним мифом в среднем 2— 4 занятия). Ведущий
осуществляет руководство группой путем своеобразной «режиссуры» группового творчества,
попеременно использует разные стили ведения группы: активный руководитель, эксперт, посредник,
равноправный участник. Группа заканчивает свою работу, когда каждому участнику создан
окончательный вариант личного мифа. Далее предлагаются следующие варианты работы с текстами
личных мифов (обычно все одновременно): вживание в образ, самостоятельное создание различных
текстов на основании концептуальной канвы мифа, ведение дневника «Миф на каждый день», работа с
образами и символами, содержащимися в тексте мифа. В следующем году группа собирается трижды —
через 3, 6 и 12 месяцев. Цель этих встреч — обратная связь и дальнейшая работа с текстами, их
утилизация (использование элементов личного мифа при решении проблем и задач личностного роста)
и трансформация (изменение текста мифа в соответствии с изменением жизненных обстоятельств,
ценностей и установок личности).
Предложенный метод применяется при лечении невротических расстройств (Кылосов А. В.,
1997-1999); кроме того, он позволил сформулировать и использовать более общие принципы
психолингвистики в психотерапии (Быков С. И., Григорьевских В. С., 1998; Быков С. А., 1999).
См. также Лингвистический подход в психотерапии.
МЕТОД ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ
ШИЗОФРЕНИЕЙ. Метод Integrated Psychological Therapy (IPT) разработан группой ученых в
психиатрическом госпитале г. Берна (Швейцария) в начале 1990-х гг. Наиболее крупный вклад в его
создание внесли Бреннер (Brenner Н.), Родер (Roder V.), Ходель (Hodel В.), Б¸кер (Boker W.). Основной
целью метода является коррекция дефицита переработки внутренних и внешних информационных
стимулов в соответствии с объективной реальностью. Авторы исходят при этом из результатов
исследований последних лет, продемонстрировавших, что эти нарушения являются центральным
механизмом, обусловливающим социальную дезадаптацию больных шизофренией вне острых
психотических эпизодов и способствующим возникновению рецидивов. Ключ к успеху метода, с точки
зрения авторов, — комплексное, системное воздействие на все когнитивные навыки, от которых
зависит успешное приспособительное поведение больных. Программа терапии включает тренировку
когнитивных навыков в следующих пяти блоках: когнитивная дифференцировка, социальная перцепция,
вербальная коммуникация, социальная компетенция и межличностное проблемно-решающее поведение.
Тренировка проводится по четко дифференцированным мишеням—проявлениям когнитивного
дефицита в каждом из блоков; задания, получаемые при этом больными, градуированы по степени
возрастания сложности. Психотерапия проводится в условиях группы, что для больных шизофренией
является непременной ситуацией лечебного воздействия; психотерапевт всегда работает вместе с
котерапевтом.
Исследование результативности первоначального варианта программы IPT показало, что
безусловно регистрируемое улучшение когнитивного функционирования больных, прошедших лечение,
далеко не во всех случаях сопровождается повышением уровня социального приспособления. Это
побудило авторов к дальнейшему развитию метода в сторону большей индивидуализации программы,
поскольку стандартный набор мишеней психотерапии мог не всегда соответствовать нуждам отдельного
больного. Более поздние модификации метода включают тренировку дифференцированного
распознавания эмоций, выявления индивидуально-типических взаимосвязей эмоциональных состояний
с вызывающими их факторами социального стресса, что делает коррекцию проблемно-решающего
поведения более прицельной. При этом авторы исходят из того, что исключительно когнитивно-
поведенческие приемы далеко не всегда оказываются достаточными для коррекции приспособительного
поведения, и это заставляет прибегать к приемам психоаналитической психотерапии в случаях
необходимости коррекции неосознаваемых механизмов личностной защиты.
Метод привлек к себе интерес практического здравоохранения в связи с тем, что авторами
показана его экономическая эффективность. Комплексность лечебного подхода и одновременная
Hosted by uCoz