Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 825 
Next page End  

изменить какую-то одну вещь одновременно снимает необходимость заниматься целой сетью
соотносящихся с ней фактов, переполняющих его оперативную память. Пациент убеждается, что,
«оставив проблемы в покое», он не станет пассивным, не лишится мотивации к решению проблемы.
Это важный пункт, поскольку многие заблуждаются, считая, что «отказ от желания изменить»
равнозначен отказу от желания конструктивного роста в целом. Желание в М. р. означает
компульсивный перехлест установки, лишь затрудняющий достижение цели. Рилизинг должен, по
замыслу авторов, очистить разум индивида, помочь ему осуществить конструктивный выбор. Рилизинг
не означает также «канализирование скрытых эмоций». Катарсис может произойти в ходе
практических занятий, но это не обязательный компонент программы. Существенная доля успеха
рилизинга основана на внушаемости субъекта и вере в руководителя или учителя, рекомендующего иной
путь мышления. Рилизинг не предлагается как средство решения серьезных эмоциональных проблем,
требующих более интенсивных лечебных подходов. Эта методика может в ряде случаев снизить уровень
стресса у субъектов, лишенных психодинамических механизмов защиты, что заставляет их продолжать
неэффективное решение проблем.
МЕТОДИКА САМОИНСТРУКТИРОВАНИЯ. Разработана и описана Мейхенбаумом
(Meichenbaum D., 1977). В основе ее психотерапевтические мероприятия, направленные на: 1) осознание
пациентом типичного хода его мыслей, возникающих в процессе мотивации в проблемных с
психологической точки зрения ситуациях; 2) обучение его «программированию» необходимого хода
мыслей. Такое «программирование» включает: оценку ситуации в целом; оценку моментов, аспектов
ситуации, на которых пациент должен концентрировать свое внимание; представление желаемого
положения; оценку своих возможностей по преобразованию ситуации; представление о
последовательности действий для достижения цели.
Обучение «программированию» проводится обычно в групповом варианте в сочетании с
приемами десенсибилизации, развития социальной компетенции и игровой психотерапии.
Методика показана при широком круге нарушений поведения, а также при нарушениях
концентрации внимания, проявлениях импульсивности. Имеются данные о высокой ее эффективности
при так называемых «школьных фобиях» (Breuninger H., 1980).
МЕТОДИКА СИНАЛЛАКТИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВНОГО ОБРАЗА ВАССИЛИУ.
Предложенный Вассилиу (Vassiliou G.) оригинальный вариант групповой арттерапии представляет
собой, по мнению автора, трансактный метод, интегрирующий психодинамические концепции в общую
теорию систем. Участники группы рассматривают художественные изделия, созданные ими в ходе
арттерапии, и выбирают большинством голосов одну работу, вокруг которой организуется обсуждение.
Таким путем члены группы «говорят» друг с другом с помощью общего стимула. В ходе дискуссии
возникают различные проекции, сравниваются похожие точки зрения и возникает «коллективный
образ» группы, вращающийся вокруг центральной общей темы с индивидуальными вариациями.
Ключевая роль психотерапевта — быть катализатором и регулятором, постоянно участвующим в
групповой трансакции.
МЕТОДИКА УТВЕРДИТЕЛЬНО-СТРУКТУРИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Стремясь
повысить продуктивность психотерапевтического взаимодействия, Филлипс (Phillips E. L.) предлагает
следующие принципы структурирования индивидуальной беседы с больным:
1. Больного следует переспрашивать, если нет уверенности в правильном понимании его
высказывания.
2. Следует достаточно часто реагировать на замечания больного, чтобы он чувствовал, что его
понимают и следят за ходом его мысли. Длительное молчание может вызвать у больного ощущение, что
психотерапевт не знает, о чем идет речь, или безразличен к этому.
3. Целесообразно соотносить сказанное больным ранее — или имевшееся им в виду — с
актуальным контекстом беседы.
4. Следует вводить новые темы, если это имеет известную ценность в ходе
психотерапевтического обсуждения.
5. Больному надо указывать на несостоятельность или противоречивость в его высказываниях, в
особенности если это облегчает развитие самоконтроля и автономного поведения.
6. Больного следует поощрять к тому, чтобы он говорил больше по данной теме или продолжал
Hosted by uCoz