Navigation bar
  Print document Start Previous page
 293 of 825 
Next page End  

влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих, каковы цели и мотивы его поведения,
насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и
поведенческие стереотипы для него характерны, какую связь видят другие между его прошлым и
актуальным опытом и поведением. Обратная связь дает возможность участнику группы понять и
оценить собственную роль в типичных для него межличностных конфликтах и тем самым осознать
собственные проблемы, соотнося прошлое и настоящее. Пациент видит себя как бы в различных
зеркалах, которыми являются другие члены группы. Информация, которую пациент получает прямо или
косвенно от других участников группы, часто противоречит или не согласуется с существующим
образом «Я», и задача психотерапии заключается в расширении его путем интеграции полученной
информации, создавая для этого соответствующие условия.
Расширение (или формирование) образа «Я» за счет интеграции содержания обратной связи
является процессом, присущим не только психотерапии, но и формированию человеческой личности.
Известно, что развитие отношения к себе, становление самооценки, образа «Я» в целом происходит у
ребенка под воздействием отраженных оценок окружающих. Групповая психотерапия использует этот
же механизм для коррекции неадекватного представления о себе и самопонимания в целом. Научение в
процессе групповой психотерапии осуществляется прямо и косвенно. Группа выступает как модель
реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы,
и таким образом создает условия для исследования пациентом собственного межличностного
взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные
элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. Групповая
ситуация является ситуацией иного, реального, эмоционального межличностного взаимодействия, что в
значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков
полноценного общения. Эти перемены подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою
способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно
воспринимаются окружающими.
МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Под семейной
психотерапией принято понимать комплекс психотерапевтических приемов и методов, направленных
на лечение пациента в семье и при помощи семьи. Семейная психотерапия является разновидностью
групповой психотерапии,
поэтому многие психотерапевтические техники, применяемые в работе с
семьями, относятся к приемам групповой психотерапии (Kratochvil S., 1990).
Основными механизмами лечебного действия семейной психотерапии считаются
эмоциональное сплочение и поддержка и обратная связь (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976, и др.). Если
эмоциональное сплочение возникает через сопоставление индивидуальных целей у членов семьи,
обмен мнениями, надеждами и опасениями и устойчиво прослеживается на всех этапах семейной
психотерапии, то обучение членов семьи обратной связи происходит после завершения присоединения
психотерапевта к семье как целостной системе. Способность членов семьи давать и принимать
неискаженную обратную связь, как показали исследования С. И. Чаевой (1994), Э. Г. Эйдемиллера
(1994), является свидетельством «созревания» семьи и перехода в психотерапии от этапов
присоединения и формулирования психотерапевтического запроса к этапу реконструкции семейных
отношений.
В семейной психотерапии, так же как и в групповой, имеют место следующие механизмы
лечебного действия:
1) эмоциональное сплочение и поддержка;
2) отреагирование (приобретение навыков соответствующего адресования и проявления эмоций,
особенно отрицательных);
3) получение обратной связи от участников психотерапии;
4) предоставление обратной связи;
5) универсальность;
6) коррективная рекапитуляция основной семейной группы;
7) научение (обмен опытом решения проблем);
8) идентификация;
9) инсайт, осознание экзистенциальных аспектов бытия;
Hosted by uCoz