Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 825 
Next page End  

система группы описывалась как единство в аналитических терминах, уже знакомых членам группы. По
мнению авторов, указанная методика способствует актуализации латентных конфликтов всех
участников, которые впоследствии «гомогенизируются». При этом стимулирование более глубокого
понимания причин болезни не рекомендуется и не производится. Таким образом, на этом этапе
развития А. г. п. психоаналитики отказались от обязательной интерпретации как единственной
стратегии осознания.
В настоящее время в А. г. п. наблюдается постепенная интеграция в традиционный
психоаналитический процесс методик, разработанных в других направлениях психотерапии. В свою
очередь, это потребовало и переработки теоретической базы групповой психотерапии с привлечением
концепций, позволяющих внутренне непротиворечиво описывать сочетания технических приемов.
Этот процесс интеграции можно наблюдать на примере современных вариантов групповой
психотерапии, имеющих аналитические корни, — биографически ориентированных и балинтовских
групп.
См. также Активная групповая психотерапия Славсона.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Это одно из направлений психоанализа, автором
которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной
психологии Юнг (Jung С. G., 1875-1961). Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской
церкви, дед и прадед со стороны отца были врачами. Окончив гимназию в 1895 г., Юнг поступил в
Базельский университет, где изучал медицину, специализируясь по психиатрии и психологии. В круг его
интересов входили также философия, теология, оккультизм. Началом его творческой деятельности,
длившейся 60 лет, стала диссертация на тему «Психология и патология так называемых оккультных
явлений», написанная Юнгом по окончании медицинского факультета университета. С 1900 г. Юнг
работал ассистентом у известного психиатра Блейлера (Bleuler E.) в больнице для душевнобольных под
Цюрихом. В этот период он опубликовал свои первые клинические работы, позднее — статьи о
применении разработанного им метода словесных ассоциаций и ввел понятие «комплекса». Эти работы
принесли ему международную известность. С 1905 г. Юнг начал преподавательскую деятельность в
университете в Цюрихе. В 1907 г. опубликовал исследование о раннем слабоумии. Эту работу он послал
Фрейду (Freud S.), с которым в том же году познакомился лично. Тесное сотрудничество и дружба с
Фрейдом, продолжавшиеся до 1913 г., имели необычайно важное значение в жизни Юнга. В 1910 г.
Юнг оставил Бурхгольцскую клинику, в которой занимал пост клинического директора. С этого времени
его практическая деятельность проходила в местечке Куснахт, на берегу Цюрихского озера, где он жил со
своей семьей. Частная практика росла день ото дня — Юнг становится знаменитостью. Тогда же он стал
первым президентом Международной ассоциации психоанализа. Вскоре появляются публикации,
довольно четко обозначившие область его будущих жизненных и академических интересов и
определившие границы идеологической независимости от Фрейда во взглядах на природу
бессознательного психического. Разногласия обнаружились в понимании термина «либидо»,
определяющего, по Фрейду, психическую энергию индивида, во взглядах на этиологию неврозов, в
трактовке и интерпретации сновидений и пр. Юнг очень остро переживал разрыв с Фрейдом, момент
отдаления от которого совпал с периодом одиночества Юнга — он оставил кафедру в Цюрихском
университете и вышел из Психоаналитической ассоциации. К этому же времени относится рождение
основных замыслов и идей, вошедших в историю науки как «А. п.». Во второй половине жизни Юнг
приобретает все большую международную известность не только среди психологов и психиатров. Его
имя вызывает огромный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний —
философов, культурологов, социологов и др. Юнг много путешествовал по Африке, Северной Америке,
Индии. Результатом этих исследовательских поездок стала глава «Путешествия» в его
автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». Именно изучение различных
культур способствовало выдвижению Юнгом понятия «коллективного бессознательного», ставшего
ключевым для всей А. п. В поздних работах Юнг большое внимание уделял различным религиям, много
писал, продолжая при этом частную практику.
Основные понятия и методы А. п. сформулированы автором в тавистокских лекциях (Лондон,
1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные сферы —
сознание и психическое бессознательное. Психология — в первую очередь и по преимуществу наука о
Hosted by uCoz