Navigation bar
  Print document Start Previous page
 303 of 825 
Next page End  

ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных
функций и способностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение
эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного действия М. указывают: катарсис,
эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания
собственных переживаний, конфронтацию с
жизненными проблемами, повышение социальной
активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых
отношений и установок.
М. существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная М. представляет
собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение,
фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных
инструментов. Рецептивная М. предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В
свою очередь рецептивная М. существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание
музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия), реактивной
(направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-
психического напряжения).
При групповой психотерапии М. применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике
используется рецептивная М. с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе
прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные
переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера),
возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3
произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы
музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа
с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать
определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и
вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение,
отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение — динамичное, драматическое,
напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных
эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его
прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний,
воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять
напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив,
энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
В процессе групповой психотерапии активность пациентов может стимулироваться с помощью
различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в
большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки
подобрать собственный «музыкальный портрет», т. е. произведение, отражающее эмоциональное
состояние кого-либо из членов группы.
При групповой психотерапии используется и активный вариант М. Он требует наличия
простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести
диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант
активной М. может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений
психотерапевтом также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверительной, теплой
атмосферы.
МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЛАЗАРУСА. Предложена группой авторов,
специалистов в различных областях психотерапии, во главе с Лазарусом (Lazarus А. А.). Представляет
собой метод обеспечения комплексности психотерапевтического обследования и воздействия.
Основывается на положении, что любое психическое заболевание охватывает все важнейшие сферы
человеческой психики (поведение, мышление, эмоции, соматику и т.д.), вызывая специфические для
данных сфер нарушения. Взаимосвязь этих нарушений обусловливает резистентность каждого из них по
отношению к психотерапевтическому воздействию. В соответствии с этим успешной является лишь
система воздействий, направленных на нарушения, возникающие в различных сферах психики.
Метод BASIC-ID охватывает: поведение (В — behavior), эмоции (А — affect), ощущения (S —
Hosted by uCoz