Navigation bar
  Print document Start Previous page
 312 of 825 
Next page End  

одной стороны, может привести к таким изменениям отношений личности с окружающей средой,
которые повлекут за собой преобразование первоначальной конфликтной ситуации, а с другой — может
обусловить изменение самовосприятия, самооценки, что также способствует восстановлению
внутренней психодинамики.
НАУЧЕНИЕ. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и
навыков, или Н., рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях
действия конкретных раздражителей; иными словами, Н. является систематической модификацией
поведения при повторении одинаковой ситуации. Н. выступает в качестве основного методического
принципа и главной задачи поведенческой психотерапии и важного фактора лечебного действия в
других психотерапевтических системах, в частности в групповой психотерапии.
Поведенческая психотерапия по сути представляет собой клиническое использование теорий Н.,
сформировавшихся в рамках бихевиоризма.
Центральное место в этих теориях занимают процессы
классического обусловливания и оперантного обусловливания и обучение по моделям. В соответствии с
этим выделяют три типа Н.: Н. типа S, Н. типа R и социальное Н. (или моделирование). Первые два типа
Н. базируются на различных видах обусловливания. В основе Н. типа S лежит классическая парадигма
И. П. Павлова. Здесь реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула. Результатом
Н. по такой схеме является респондентное поведение, т. е. поведение, вызванное определенным
стимулом. Подкрепление в данном случае связано со стимулом, поэтому этот тип Н. обозначается как Н.
типа S. H. типа R основывается на оперантной парадигме Скиннера (Skinner В. F.). В соответствии с
этой схемой экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайное появление желательной,
«правильной» реакции и сразу же подкрепляет ее. Результатом такого Н. является оперантное Н., или
оперант. В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма; именно она вызывает
подкрепляющий стимул, поэтому такое Н. обозначается как Н. типа R. Скиннер, подчеркивая различия
между респондентным и оперантным поведением, указывает, что первое вызвано стимулом, который
предшествует поведению, а второе — стимулом, следующим за поведением. Иными словами: в
классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, которую необходимо
изменить, а в оперантном следует за ней. Третий тип Н. — социальное Н., или Н. по моделям. Оно
предполагает Н. посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Это
направление связано прежде всего с именем американского психолога Бандуры (Bandura А.),
представителя медиаторного подхода (сам Бандура называет свою теорию медиаторно-стимульной
ассоциативной теорией). С его точки зрения, сложное социальное поведение формируется посредством
наблюдения и имитации социальных моделей. Наблюдение модели способствует выработке у
наблюдателя новых реакций, облегчает реализацию ранее приобретенных реакций, а также
модифицирует уже существующее поведение. Бандура выделяет 3 основные регуляторные системы
функционирования индивида: предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое
подкрепляется определенным образом), обратную связь (главным образом в форме подкреплений
последствий поведения) и когнитивные процессы (человек представляет внешние влияния и ответную
реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»), обеспечивающие контроль
стимула и подкрепления.
Обычно выделяют 3 основных вида поведенческой психотерапии, непосредственно связанных с
тремя типами Н.:
1) направление, методически основанное на классической парадигме И. П. Павлова и
использующее систематическую десенсибилизацию или другие приемы для редукции симптома;
2) направление, методически основанное на оперантной парадигме Скиннера и использующее
различные виды подкрепления;
3) направление, методически основанное на парадигме социального Н. Бандуры и использующее
моделирование.
Последнее включает разнообразные системы директивной психотерапии, целью которых
является изменение многочисленных психологических параметров, рассматриваемых как
промежуточные переменные.
В поведенческой психотерапии Н. осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным,
систематическим, осознаваемым как психотерапевтом, так и пациентом процессом. В других
Hosted by uCoz