Navigation bar
  Print document Start Previous page
 322 of 825 
Next page End  

обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, отличающиеся от
стереотипа X, но выполняющие такие же позитивные функции?» (+ -> «Прошу подсознание продолжать
и подать сигнал "да", когда оно найдет не менее трех новых вариантов поведения». Дождавшись +
ответа — перейти к 6-му шагу. Можно предварительно определить время, необходимое для поиска,
предлагая конкретные временные интервалы и ориентируясь на ответы «да—нет», что позволит врачу
на это время предоставить пациента самому себе).
6. Оценка новых альтернатив: «Прошу область подсознания, ответственную за стереотип X,
оценить каждый из найденных вариантов. Уверено ли подсознание в том, что данный вариант
поведения по крайней мере настолько же непосредствен, доступен и эффективен, как стереотип X?
Прошу подавать мне сигнал "да", когда таким образом будет положительно оценен каждый новый
вариант. Всякий раз, когда один из вариантов будет определен как соответствующий поставленным
условиям, должен быть подан сигнал "да"». (При получении менее трех сигналов «да» — просьба о
продолжении поиска и выработке большего количества вариантов, повторение 5-го шага. При
достаточном количестве + ответов -> 7-й шаг.)
7. Выбор лучшей альтернативы: «Прошу подсознание выбрать новый способ поведения,
наиболее доступный и наиболее точно выполняющий позитивные функции стереотипа X, и подать
сигнал "да", когда такой способ будет найден» (+ -> 8-й шаг).
8. Экологическая проверка, подстройка к будущему поведению: «Прошу ваше подсознание
представить использование нового способа поведения в соответствующей ситуации и сообщить
сигналом "да", если он окажется удовлетворительным» (-
-> 5-й шаг; + -> закрепление выбора и
выведение из транса).
Таблица 6. Нарушения метамодели
Формы нарушений метамодели
Примеры речевых искажений
Примеры соответствующих
уточняющих и корригирующих
вопросов
1. Номинализация (обозначение
процесса существительным)
Моя депрессия мучает меня.
Тревога сводит меня с ума
Что вас угнетает? (Перевод
существительного в глагол). Что
тревожит?
2. Неспецифический глагол
Переживаю, чувствую
Как вы это чувствуете?
3. Отсутствующий референтный
индекс
Этому... некое ощущение
Чему именно? Какое конкретно?
4. Простое ощущение
Отсутствие значимого
уточнения
Что? Кто? Когда? Где?
5. Универсальный
квантификатор (сверхобобщение)
Всегда... никогда
Действительно никогда?
6. Модальный оператор
(предполагающий отсутствие
выбора)
Я должен это сделать. Не могу...
Что случится, если не сделаете?
Что вас останавливает?
7. Нарушение причинно-
следственных связей
Он делает меня несчастным
Как именно он это делает с
вами?
8. «Чтение мыслей» (от
интуитивного высказывания «это
может быть» отличается тем, что
«это точно так»)
Наверняка они думают, что я...
Какие конкретные признаки того,
что они думают именно так?
9. Утраченный преформатив
(оценочное суждение без
указания стандарта-оценки)
Я недостаточно хорошо это
сделал
Относительно чего (какого
стандарта)?
Пуцелик (Pucelik F.) выделяет несколько принципов эффективной психотерапевтической
коммуникации:
Hosted by uCoz