Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 825 
Next page End  

поведение воздействует на других. О. с. дает возможность участнику группы понять и оценить свою
роль в типичных для него межличностных ситуациях и конфликтах и благодаря этому глубже понять
собственные проблемы. Феномен О. с. проявляется в тех ситуациях, когда субъект восприятия имеет
возможность получить от партнера по общению информацию о том, как он воспринимается. В качестве
О. с. выступает любая информация, которую человек получает от реципиента своего поведения. О. с.
может быть прямой или косвенной, немедленной или отсроченной, аппаратурной (фотографии,
магнито- и видеозаписи и пр.) или личностной (вербальной и невербальной, оценочной или не
содержащей оценки, эмоционально окрашенной и эмоционально нейтральной, описательной и
содержащей интерпретацию, ролевой и идентификационной и пр.). О. с. в психотерапии способствует
реализации ведущего механизма ее лечебного действия —
конфронтации,
однако как источник
информации отличается от интерпретации. Интерпретация может быть неадекватной, неточной,
искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. О. с. «правильна» уже сама по себе:
она является информацией о том, как реагируют на поведение пациента другие участники
психотерапевтического процесса. Вопрос о том, может ли О. с. содержать элементы интерпретации,
однозначного ответа не находит. О. с. существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако
здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии О. с. более многопланова,
поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым.
Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не просто О. с. информацию о том, как он
воспринимается другим человеком, но дифференцированную О. с., О. с. от всех участников группы,
которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать.
Таким образом, пациент видит себя в разных зеркалах, отражающих различные стороны его личности.
Дифференцированная О. с. не только дает разноплановую информацию для совершенствования
самопонимания, но и помогает пациенту научиться различать собственное поведение. Реакция самого
пациента на информацию, содержащуюся в О. с., также представляет интерес как для других участников
группы (являясь обратной связью второго порядка, т. е. обратной связью на обратную связь), так и для
самого пациента, позволяя ему увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на
рассогласование образа «Я» с восприятием окружающих. Переработка и интеграция содержания О. с. в
процессе групповой психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и
способствует формированию более целостного и адекватного образа «Я», представления о себе и
самопонимания в целом. Кратохвил (Kratochvil S., 1978) выделяет в самосознании, или образе «Я», 4
области: открытую (то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие), неизвестную (то, что человек
не знает о себе и не знают другие), скрытую (то, что человек знает о себе, но не знают другие), слепую
(то, что человек не знает о себе, но знают другие). О. с. несет информацию, позволяющую пациенту
уменьшить слепую область самосознания. Для создания в психотерапевтической группе эффективной
системы О. с. необходима определенная атмосфера, характеризующаяся прежде всего взаимным
принятием, чувством психологической безопасности, доброжелательностью, взаимной
заинтересованностью, а также наличием мотивации к участию в работе психотерапевтической группы и
явления «размораживания», при котором участники группы готовы и могут отказаться от привычных,
сложившихся способов восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность и
несовершенство. О. с. в группе более эффективна, если она не отсрочена, т. е. если предоставляется
пациенту непосредственно в момент наблюдения его поведения, а не через некоторое время, когда
ситуация перестает быть актуальной и значимой или когда уже вступили в действие психологические
защитные механизмы. Эффективная О. с., по мнению ряда авторов, является в большей степени
описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведение участника группы, чем
интерпретации, оценки и критику. Более эффективной будет также дифференцированная О. с., т. е. О. с.,
поступающая к пациенту от нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более
достоверной и может оказать на него большее влияние. Иногда в тренинговых группах формируются
определенные правила предоставления и принятия О. с. (например: «Говори о своих чувствах, но не
оценивай», «Слушай внимательно, но не пытайся ответить каждому» и др.). Хотя в
психотерапевтических группах такие правила жестко не формулируются, однако психотерапевт
стремится к развитию в группе наиболее эффективных форм О. с. в рамках той или иной теоретической
ориентации (см. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии).
Hosted by uCoz