Navigation bar
  Print document Start Previous page
 335 of 825 
Next page End  

его встречах с пациентом. Результаты супервизии отражаются в совместной оценке преподавателя и
врача и касаются достигнутого относительно изложенных выше аспектов содержания консультаций с
супервизором.
По мере все большей интеграции психотерапии в лечебную, психопрофилактическую и
психогигиеническую практику возникают новые задачи в области психотерапевтического образования.
Проводится подготовка по психотерапии спортивных, школьных врачей, врачей медико-санитарных
частей промышленных предприятий и др. Возрастает потребность в детских и подростковых
психотерапевтах. Все большее признание получает деятельность консультаций «брак и семья», работа
кризисных центров и др., что приводит к росту потребности в квалифицированных специалистах по
семейной психотерапии и необходимости планирования и осуществления их подготовки.
Заслуживают внимания вопросы обучения элементам психотерапии медицинских сестер. В
практической работе хорошо проявили себя медицинские сестры, которым под контролем врача
поручается проведение поведенческой, двигательной терапии, арттерапии и некоторых других
психотерапевтических, обычно групповых, занятий. В связи с отсутствием специальных учреждений
для указанной подготовки она обычно осуществляется на базе крупных научно-исследовательских и
учебных центров, разрабатывающих теоретические и практические аспекты психотерапии. Обучение
проводится врачами и медицинскими (клиническими) психологами, предпочтение отдается
лабораторному тренингу.
Эффективное обучение психотерапии в настоящее время уже не мыслится без использования
видеотехники, специальных теле- и кинофильмов, стенограмм психотерапевтических сеансов.
Возможность возвращаться при необходимости к воспроизведению занятий терапевтических групп и
групп лабораторного тренинга психотерапевтов, анализ отдельных эпизодов занятий, основанный на
стенографии и видеозаписи, позволяют значительно повысить эффективность психотерапевтического
образования.
Последипломное обучение и повышение квалификации медицинских (клинических) психологов
в области психотерапии осуществляется в институтах усовершенствования врачей на кафедрах
психотерапии и клинической психологии, на факультетах клинической психологии медицинских вузов.
В последнее время с учетом задач бригадного подхода к оказанию психиатрической и
психотерапевтической помощи актуальными становятся специальные программы, предназначенные для
обучения взаимодействию всех специалистов, принимающих участие в психотерапии, — врачей-
психиатров, врачей-психотерапевтов, медицинских (клинических) психологов, специалистов по
социальной работе, среднего медперсонала. Принципы бригадного взаимодействия сформулированы в
Приложении к приказу Минздрава России от 26 ноября 1997 г. ¹ 391 «О подготовке медицинских
психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь».
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХОТЕРАПИИ. Роль психотерапии в современном
обществе велика, но неоднозначна. С одной стороны, она оказывает стабилизирующее влияние на
общественную жизнь в целом, с другой — непрерывно формирует свободные от общественного
давления взгляды, касающиеся личностного и социального функционирования индивида. Различают
несколько более или менее отчетливых О. ф. п. (Jaeggi E., 1982).
1. Одна из них — влияние на формирование образа человека. Со времени появления и развития
психоанализа усиливается систематическое наблюдение за повседневным поведением человека, прежде
всего во время бесед пациента с врачом, что имело большое значение для создания самой теоретической
основы психоанализа Фрейда (Freud S.) и его учеников. Накопленная психоанализом система
представлений о человеческой индивидуальности широко использовалась во многих областях
культурной жизни для разъяснения самых разных явлений в частной и общественной сферах, благодаря
чему произошли значительные изменения в области воспитания — были либерализованы отношения
полов и устранен ряд сексуальных табу, воспитание детей и подростков в плане удовлетворения их
потребностей стало более свободным. В постпсихоаналитический период влияние психотерапии на
сознание масс было уже не столь выраженным. Однако на новом этапе, с появлением групповой
психотерапии (группы встреч,
гештальт-терапевтические группы и др.), усилилось влияние
психотерапии уже на индивидуальное сознание. Эти виды психотерапии получили широкое
распространение, изменив формы повседневного общения за счет повышения значимости более
Hosted by uCoz