Navigation bar
  Print document Start Previous page
 343 of 825 
Next page End  

диагностический, но и психотерапевтический характер, поскольку формирует взаимоотношения между
психотерапевтом и пациентом. Процесс оценки имеет 2 основные цели, из которых первая —
установление пригодности пациента для данного вида психотерапии и создание плана проведения
психотерапии. Вторая цель подразумевает определение динамического фокуса психотерапии. В
начальный период психотерапевтические взаимоотношения используются как средство для: а)
выяснения общей картины текущих нарушений пациента; б) измерения желания и способности
пациента решать предполагаемые психотерапевтические задачи; в) начала установления рабочего союза
или психотерапевтического контакта.
Отбор пациентов для О. в. в. д. п. осуществляется по следующим критериям:
1. Эмоциональные расстройства.
2. Основное (базисное) доверие. Если существует достаточное доверие и надежда на облегчение
страдания через взаимоотношения с психотерапевтом, то пациент стремится к психотерапевтическим
встречам и беседам о своей жизни.
3. Готовность рассматривать конфликты в интерперсональных терминах. Пациент должен
проявлять достаточное понимание того, что его проблемы отражают сложности в отношениях с
другими.
4. Готовность к исследованию чувств.
5. Способность к зрелым взаимоотношениям.
6. Наличие мотивации к предлагаемому виду лечения. Такая мотивированность рассматривается
как решающая характеристика для пригодности пациента к краткосрочной психотерапии.
Схема содержания начальных психотерапевтических бесед с пациентом представлена ниже.
I. Существующая проблема.
1. Какова природа существующей проблемы пациента? (Что привело пациента к данному
состоянию?)
2. Может ли пациент видеть проблему в интерперсональном свете? Кто из значимых лиц
вовлечен в проблему?
3. Идентифицируется ли существующая психическая травма? Если нет, то может ли она быть
найдена?
4. Существующая проблема возникла первый раз в жизни или повторно? Как давно пациент
знает об этом? Когда и при каких обстоятельствах происходили предыдущие нарушения? Как пациент с
ними справлялся?
5. Почему пациент принял решение обратиться к психотерапевту?
II. Взаимоотношения: текущие, недавнего прошлого, в юности и детстве.
1. Социальные.
2. Школьные и/или рабочие (профессиональные).
3. Интимные и/или сексуальные (включая супружеские и отношения с детьми).
4. В нуклеарной семье (с родителями, приемными родителями, братьями, сестрами,
родственниками).
5. В сфере досуга, других интересов.
III. Существующие потери (прошлые и/или актуальные).
Отделение или потери, случившиеся в: 1) детстве; 2) юности; 3) зрелом возрасте.
IV. Другие значимые жизненные расстройства (болезни, нарушения карьеры и др.).
Процесс в О. в. в. д. п., как указывалось, прежде всего зависит от динамического фокусирования.
Динамический фокус связан с проблемой сбора и организации психотерапевтически релевантной
информации и систематическом введении этой информации в психотерапию. Такой активный подход
контрастирует с более пассивными и менее конкретными моделями ряда других методов краткосрочной
психотерапии. Фокус при О. в. в. д. п. — это специальная, индивидуализированная теория, которая
проясняет и связывает между собой жизненный опыт и поведенческие характеристики пациента. Он
основывается на двух принципах:
1. Ведущей сферой рассматриваемых психологических проблем, которые реконструируют
жизненный опыт, является межличностная.
2. Основным психологическим методом реконструирования жизненного опыта является
Hosted by uCoz