Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 825 
Next page End  

интерпретации пациентом (пассивная А.).
2) Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт
рассматривается как основной лечебный фактор (активная А.).
3) Одновременное использование первого и второго принципов.
4) Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе
обучения творчеству.
Классификация, приводимая в книге Р. Б. Хайкина (1992) «Художественное творчество глазами
врача», включает несколько уровней лечебного действия и адаптации в случае применения А.
1) Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит
неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и
творческого начала, заложенного в искусстве.
2) Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет
не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного
отреагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимации.
3) Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие А. достигается
подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчение
психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим
эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном
представлении проблем.
4) Преимущественно социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирующих
используются прикладные возможности творчества — А. рассматривается упрощенно, как один из
видов занятости, вариант организации и времяпрепровождения, принципиально не отличающийся от
других аналогичных методов.
5) Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое,
координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и
психику.
Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном
творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие
уже готовых произведений изобразительного творчества.
В мировой литературе существуют различные взгляды на механизм лечебного действия А. —
креативные, сублимативные, проективные представления, А. как занятость и др.
Креативные представления—представления, согласно которым адаптационное воздействие А.
на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в
творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает
терапевтическим влиянием. Теоретическая основа этих представлений — гуманистическое направление
психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально
существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие ее поведение. В каждом человеке
предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить,
мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и
индивидуальное интегрирование. Задача А. не сделать всех людей художниками или скульпторами, а
возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих
возможностей. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и
побуждают пациента самостоятельно созидать.
Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K.), творчество — это одно из средств преодоления
страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого
управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию,
свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
По мнению Маслоу (Maslow А.), основным источником человеческой деятельности является
непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. У больных неврозами эта
потребность заблокирована, и искусство может быть одним из способов ее восстановления. Говоря о
способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты
и экстаза. Задача психотерапевта — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их
Hosted by uCoz