Navigation bar
  Print document Start Previous page
 381 of 825 
Next page End  

феноменологического метода восприятия чувства и действия пациента не подвергаются интерпретации
и объяснению, а переживаются им непосредственно.
П. родился в Берлине. В автобиографии «Внутри и вне помойного ведра» П. описывает себя как
«паршивую овцу»: он постоянно воевал с родителями, не признавал авторитета взрослых, дважды
оставался на второй год в одном из классов, после чего был исключен из школы. Тем не менее он все же
закончил школу и получил медицинское образование, специализировавшись в психиатрии. Во время
Первой мировой войны служил врачом в армии. В 1926 г. работал в Берлине, в Институте черепно-
мозговой травмы, под руководством Гольдштейна (Goldstein K.) — одного из пионеров гештальт-
психологии. Благодаря этому сотрудничеству П. проникся пониманием того, что человеческий организм
нужно рассматривать как целое, а не как конгломерат отдельно функционирующих частей.
В 1932 г. П. переехал в Вену и прошел психоаналитическое обучение. В 1933 г., с приходом к
власти Гитлера, он бежал в Голландию, а затем в Южную Африку, где основал Южно-Африканский
институт психоанализа.
Несколькими годами позже П. открыто порвал с психоаналитическим движением и в 1946 г.
эмигрировал в США. Его первая книга по гештальт-терапии «Эго, голод и агрессия» была написана в
1941-1942 гг. и опубликована в Южной Африке в 1946 г. с подзаголовком «Ревизия теории и метода
Фрейда». В 1966 г. подзаголовок был изменен на «Начало гештальт-терапии». Соавтором этой книги
была Лаура Познер Перлс (Posner Perls L.), написавшая несколько глав. Ее влияние на П. широко
известно. Термин «гештальт-терапия» был впервые использован в названии книги, опубликованной в
1951 г. Вскоре после этого был организован Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, центр которого
находился в квартире П. Квартира использовалась в качестве мастерской, для проведения семинаров и
групповых занятий. В 50-е гг. группы по гештальт-терапии были организованы по всей стране. В начале
60-х гг. П. переехал в Калифорнию, где преподавал, вел группы и семинарские занятия в Эзаленском
институте. Его метод психотерапии приобретал все большую популярность. Умер П. в 1970 г.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ НАУКА МАХОНИ. Направление когнитивно-поведенческой психотерапии,
предложенное Махони (Mahoney M. J., 1977). Личностные проблемы рассматриваются как научные;
навыки поведения приобретаются в процессе научного исследования, заключающегося в постановке
проблемы, сборе данных и их интерпретации,
сборе гипотетических предположений, эксперименте,
анализе результатов и пересмотре или замене гипотезы. Когнитивный подход такого рода помогает
пациентам, у которых слабо развит механизм разрешения проблем; используется для лиц с
преобладанием дигитальной репрезентативной системы.
ПЛАЦЕБО-ТЕРАПИЯ. Один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения,
или процесса научения.
Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых
психотропных средств способствовало увеличению числа случаев, когда применение тех или иных
препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим
ожидаемому действию (Лапин И. П., 1978). Поэтому при испытании новых медикаментозных
препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название «плацебо». При
приеме «пустышки» (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит
вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых
испытуемых сообщают о результативности медикамента.
Плацебо-тесты позволили выявить людей с положительным и отрицательным плацебо-
эффектами и лиц, при исследовании которых сколько-нибудь существенный плацебо-эффект
отсутствовал (плацебо-нонреакторы). Плацебо стали назначать и на длительное время для косвенной
(вооруженной) психотерапии или так называемой П.-т. (медикаментозной психотерапии).
Составляющей плацебо-эффектов являются процессы научения (условно-рефлекторные механизмы и
моделирование). Если условно-рефлекторное научение объясняет длительность плацебо-реакций
(например, при приеме плацебо-транквилизаторов плацебо-реакции могут сохраняться в течение 2-3
лет), то моделирование делает понятной их зависимость от личности врача и больного. Наиболее
выраженные плацебо-реакции наблюдаются у внушаемых, конформных, боязливых пациентов, готовых
к безусловному сотрудничеству со специалистом.
Личность психотерапевта, назначающего лекарство, всегда решающим образом отражается в
плацебо-эффектах и тем самым на действии любого медикамента. Успех терапии с помощью плацебо у
Hosted by uCoz