Navigation bar
  Print document Start Previous page
 384 of 825 
Next page End  

(Cautela J. R., 1967), «скрытый контроль» (Homme L., 1965), «саморегуляция» (Kanfer F. N, 1975).
Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории
классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это
были попытки ввести внутренние переменные в практику П. п.
В 60-е гг. на развитие П. п. оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через
наблюдение (Bandura A., 1971). Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью
позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или
человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции
самоэффективности.
Последующий отход от первоначальной парадигмы П.п. (стимул—реакция), рассматривающий
когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты
эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis A., 1962) и Бека
(Beck А. Т., 1976). В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной
переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и
иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии Бека определяющей переменной являются
реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора
признают связь когнитивных и поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их
точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные
переменные.
Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума
(Meichenbaum D., 1977) и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А.
Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования,
прививка против стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде
самовербализации.
Таково же направление работ Махони (Mahoney M. J., 1974), рассматривающего когнитивные
переменные (экспектации) и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой
психотерапии.
В зависимости от метатеории, позволяющей выбрать соответствующие когнитивные
переменные, когнитивно-поведенческое направление оказывается достаточно разнородным. Например,
Дзурилла и Голдфрид (D'Zurilla Т. J., Goldfried M. R., 1971) предложили методику тренинга решения
проблем, в которой содержанием психотерапии является тренинг стратегии решения проблемы.
Таким образом, П. п. — это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий
научения, построенных по схеме «стимул—реакция», оно использует далее когнитивные и социальные
теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации,
коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр
новых методик П. п.
См. также Бихевиоризм, Научение, Терапия моделирования по Бандуре и др.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Основывается на идеях поведенческой психотерапии;
целью
его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными
жизненными ситуациями. П. т. — это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных
психотерапевтических занятий. Подбор пациентов в группы нередко осуществляется на основе сходных
проблем и четких задач.
Человек на определенных жизненных этапах приобретает конкретные умения, необходимые для
преодоления критических ситуаций и для продолжения развития. Одним из таких этапов является
поздний подростковый и ранний взрослый этап, когда человек впервые сталкивается с необходимостью
сделать ряд важных выборов. Наиболее сложными являются ситуации знакомства, особенно с лицами
противоположного пола, отказа, выражения своих потребностей и чувств. Приобретение умений в
области межличностных взаимоотношений, преодоление трудностей и управление тревогой
предопределяют будущий успех или неудачу в установлении близости, приобретении независимости
или компетентности.
Хотя П. т. может проводиться в индивидуальной или групповой форме, он имеет ряд общих
особенностей:
Hosted by uCoz