Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 825 
Next page End  

Совместное творчество помогает пациенту познать мир другого человека, что облегчает социальную
адаптацию.
Физическое и физиологическое влияние А. заключается в том, что изобразительное творчество
способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию
идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета,
линий, формы.
Некоторые авторы высказываются против приписывания А. чрезмерного терапевтического
эффекта и призывает к более осторожной оценке ее полезности. Мадежска (Madejska N.) возражает
против понимания любого творческого акта как терапевтического на том основании, что лечение
предполагает «интеграцию» извне, т. е. влияние, направленное на пациента, в то время как при
творчестве активность, наоборот, исходит от самого больного. Против безоговорочного приписывания
изобразительному творчеству исцеляющих способностей возражает и Куби (Kubie S.), который на
примерах жизнеописания известных художников указывает на то, что творческий и невротический
потенциалы реализуются сложным путем, и даже удачные творческие проявления зачастую усиливают
и усугубляют невротический процесс, который, таким образом, на может быть оздоровляющим. Федерн
(Federn P.) писал, что А. при психозах может принести вред, поэтому врач должен не выявлять
комплексы, а стараться подавить или замедлить любые спонтанные выражения бессознательного.
Показания к А. достаточно широки, тем более что ее применение может «дозироваться» от
относительно «поверхностной занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных
переживаний. Многоплановое воздействие искусства и творчества позволяет применять его к
пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах. При рассмотрении показаний
к А. помимо клинической картины, интенсивности переживаний и состояния эмоциональной сферы
пациента необходимо учитывать и его отношение и интерес к изобразительному творчеству в
преморбиде и во время болезни, подготовленность, интеллект и многие другие факторы. А. можно
использовать как седативное (успокаивающее) средство при психомоторном возбуждении и
агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и занятости; способна при
социальной дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания; выполнять
активизирующие и адаптивные функции; оказывать и расслабляющее действие.
Что касается противопоказаний, то здесь может идти речь о состояниях, не позволяющих
больному определенное время усидеть за рабочим столом, или когда больной мешает другим. Самыми
трудными для психотерапевта являются больные с выраженным психомоторным или маниакальным
возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия. Также
противопоказанием являются нарушения сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в
себя.
Некоторые авторы рекомендуют занятия А. в качестве профилактического средства. Клумбиес с
соавт. (Klumbies G. et al., 1971) рекомендуют свободное рисование при нарастающих расстройствах сна,
Порембески-Грау (Porembeski-Grau В., 1975) использовала рисование и игры с красками в качестве
психопрофилактического метода «созидательного тренинга» на основании концепции, согласно которой
такие игры позволяют уменьшить стресс и фрустрацию, вернуть ощущение собственной ценности,
освободиться от сомнений в своих способностях.
А. можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в группе и коллективе.
Психотерапевт должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества
материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также
деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Место занятий должно быть хорошо освещенным и таким,
чтобы участники могли свободно передвигаться. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются
в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными навыками художественного и
декоративно-прикладного искусства, так как при проведении А. приходится не только рассказывать, но
и показывать технические приемы художественного творчества. Арттерапевту требуются
систематические самостоятельные занятия художественным творчеством, что позволяет ему лучше
чувствовать и осознавать многие процессы, благодаря которым в значительной мере реализуется
психотерапевтический потенциал метода.
На первом этапе при занятиях А. необходимо преодолеть сопротивление,
связанное с
Hosted by uCoz