Navigation bar
  Print document Start Previous page
 403 of 825 
Next page End  

«Для конфликта между верой и знанием нет никакой почвы, — писал Юнг (Jung С. G.), — обе стороны
необходимы, ибо по отдельности нам недостаточно ни только знания, ни одной лишь веры».
ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Совокупность форм и подходов к врачеванию души,
имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и
литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как
Православная).
Выделяемая в самостоятельное направление, П. п. определяется с религиозно-конфессиональной
тональностью, потому что в ее основании лежат опытно-теоретические знания православной
антропологии, гомилетики, аскетическое и святоотеческое учение о духовной жизни, о страстях как
источнике болезней, о подвижничестве как духовной брани, а также многовековой положительный
опыт Церкви в деле душепопечения и понимание нравственного христианского долга в духе Святого
Евангелия.
П. п. естественным образом занимает свое место среди многообразия психотерапевтических
теоретико-методических подходов, поскольку они связаны прежде всего со своеобразием понимания
природы человека и его назначения, а также вытекающих из этого характера человеческих отношений.
Специфичность данного направления в том, что междисциплинарная проблема, в центре которой стоит
человек — помощь ему в выживании и спасение его, — решается в совокупности 3 аспектов — не
только медицинского и социального, но и сотериологического.
При полном приятии значения совокупности клинических, психологических, социальных и
биологических факторов опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия, отцов и
учителей Церкви, запечатленное в их творениях в форме слов, гомилий, бесед или поучений, содержит
категории и понятия, которые отличают его от аналогичных областей знания — как от современной
научной психотерапии и психологии, так и от инославных религиозных систем, например: состав
человека (дух, душа, тело), человек как образ и подобие Божие, благодать, трезвение, обожение,
спасение. Религиозно-конфессиональный признак психотерапии указывает не на использование
религиозного опыта вообще в его социально-психологическом понимании, а только конкретного опыта
православной духовности. По словам исследователя православной антропологии и аскетики
архимандрита Киприана (Керна) (1996), «православное учение о человеке исходит в главном из трех
источников ведения: Священное Писание, непосредственные мистические прозрения и
самостоятельные домыслы богословствующего разума».
Главнейшим в богословии можно уверенно считать эмпирическое знание о человеке,
аскетические опыты, гомилетику, практическое душепопечение, а крайне важные догматические и
канонические направления богословской мысли имеют первенствующее значение в вероисповедных
вопросах, которые структурируют религиозность души человеческой.
С первых веков христианства постигался состав человека как образ и подобие Божие,
психический механизм действующих в нем сил, формировалось учение о человеке, основанное больше
на внутреннем самоуглублении, на изучении сокровенного мира души, чем на богословской диалектике
и предпосылках античной философии.
Накоплен положительный опыт, легший в основу проповеди спасения и пути подвижников.
Наука нового времени прошла мимо многоценных психологических и антропологических знаний,
достигнутых последователями Христа Спасителя. Аскетические опыты, патристические труды в полной
мере не наследовались и самой Церковью в новое и новейшее время (по исторической периодизации), а
со стороны научных кругов они не только не изучались, но даже не критиковались и полностью
игнорировались.
Различия понимания души между научным рациональным знанием и ведением религиозным,
всегда опирающимся на Божественное откровение, здесь не требуют пояснений. Но примечательно
другое: евангельское Благовестие принесло в мир несколько руководящих идей о человеке, при этом
некоторые из них были восприняты из ветхозаветной традиции, а иные заново даны в христианском
Откровении (Robinson H. W., 1920); проанализирован корпус библейских антропологических терминов,
из которого видно, что уже терминология Посланий апостола Павла (Новый Завет) содержит
неадекватность ветхозаветным выражениям (безусловно, еще большая несогласованность с современной
психологической терминологией), его язык не укладывается в рамки иудейской антропологии, которой
Hosted by uCoz