Navigation bar
  Print document Start Previous page
 406 of 825 
Next page End  

покаяния, елеоосвящения и святого причащения;
4) наконец уж, чтобы не понуждать Господа на явное чудо и не давать повода к возрастанию в
себе скверного тщеславия и гордости («Бог мне сам поможет»), смириться под крепкую руку Всевышнего
и призвать земного врача.
П. п., востребованная временем, предшествует этому порядку, она приуготовляет человека к его
восприятию — ее задача привести страждущего к покаянию через осознание им психологических
(страстных) механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через
пробуждение резервных возможностей для восстановления в нем образа Божия. Следуя за Афанасием
Великим: «По образу — это мое разумное бытие, а по подобию — это моя возможность стать
христианином», обращение к молитвенной помощи Церкви — залог восстановления подобия Божия. В
современной практике психотерапии такой подход реализуется в методе целебного зарока доктора Г. И.
Григорьева.
При 2-х формах П. п. важно отметить 2 возможные оценки ее значения: 1) с позиций
официальной медицины и православного психотерапевта как врача его практика является основной в
оказании помощи, а Церковь со службами, требами, таинствами и опытом душепопечения становится
реабилитационным этапом после основного лечения, 2) с позиции Церкви и врача как православного
человека сама психотерапевтическая практика является катехизаторской, проповеднической,
огласительной по своему содержанию, первой ступенью перед воцерковлением собеседника-пациента,
становлением на путь спасения (второй ступенью восхождения будет собственно жизнь во Христе).
Епископ Феофан (Говоров) точно сформулировал психотерапевтическое значение слова: «Пути и
способы, коими воздействует благодать на дух человека, зачастую немы: ко всем им должен быть
приложен еще способ дополнительный и совершительный. Это — слово, или проповедь. Слово Божие
в разных его видах действительно и сопровождает все способы, поясняя их и указывая последнюю цель:
"Всем всюду проповедовать", да покаются (Деян. 17:30) Вера от слуха. И вот существенная нужда
оглашения — сказание общего, спасительного порядка, необходимость общеизвестных лиц и места, куда
должен обратиться за истолкованием возбужденный, чтобы не потерять напрасно возбуждения. Слово
не только восполняет все показанные способы, но и заменяет их. Оно возбуждает полнее и внятнее. По
сродству его с духом нашим оно проходит внутрь, до разделения души и духа, оживляет последний и
осеменяет его к плодоношению дел духовных. Возбудительная сила его тем значительнее, что оно
действует разом на всего человека, на весь его состав. Звук, или членосостав слова, поражает слух,
мысль занимает душу, а невидимая сокровенная в нем энергия касается духа, который если вонмет, то
после того, как слово благополучно пройдет и тело и душу — эти грубые заставы, — возбуждается и,
приходя в напряжение, разрывает держащие его узы».
Принципиальным условием данного психотерапевтического направления является то, что оно
реализуется посредством воздействия на пациента словом не просто врача-психотерапевта, а врача-
психотерапевта православного; здесь личность психотерапевта играет значительную роль, а
применяемые методы работы с пациентом должны отвечать конкретно решаемой задаче, при этом сами
методы применяются в интерпретации православного врача, т. е. на основе данных православной
антропологии, аскетики и в пределах догматической и канонической допустимости.
При безусловном исповедании православной веры можно выделить еще 2 основополагающие
черты православного врача-психотерапевта:
1) чуждость антропоцентрическому гуманизму, в основе которого лежат самодостаточность
человека и такое представление о мире, что он есть и должен быть только областью человека; эта
чуждость обусловливается православной верой врача;
2) чуждость психологическому монофизитству со свойственным ему гнушением человеком и
миром как созданием Божиим и приверженностью к лжеблагочестию и декларируемому неумеренному
аскетизму, причем понятому неверно, не в духе святоотеческого понимания аскетизма;
3) эта чуждость обусловливается собственно врачебным призванием, этикой и назначением
медицины.
Первое свойство отделяет П. п. как от директивной, так и от гуманистической психотерапии
своей христоцентричностью, вводя в научно-медицинское применение истинность Евангелия и
верность святоотеческого знания о человеке. Антропоцентризм в мироощущении (иначе
Hosted by uCoz