Navigation bar
  Print document Start Previous page
 422 of 825 
Next page End  

тревогу.
Отмечен положительный эффект методики при лечении депрессий и фобий.
Противопоказаниями к ее применению являются выраженный негативизм, а также реактивные
депрессии, если депрессивная реакция имеет дополнительный символический смысл для больного (он
считает ее элементом выражения значимости утраты и др.).
ПРОТОКОЛЬНАЯ ТЕХНИКА ЛЕВИНСОНА. Предложена Левинсоном (Lewinsohn P. M.) в
1976 г. и включает ежечасное фиксирование пациентом деятельности, которой он занимается, с
одновременной оценкой своего настроения. В психодиагностическом плане создает предпосылки для
выявления факторов, стимулирующих нарастание нежелательных состояний пациента, в
психотерапевтическом — основу для преодоления прежде всего состояния пассивности и пониженного
настроения.
П. т. Л. показана при депрессиях, а также при различных психически обусловленных
осложнениях в трудовой деятельности, семейных взаимоотношениях, во всех случаях, когда необходимо
повышение психического тонуса.
Другой вариант протокольной техники, предложенный Рашем и др. (Rush A. J. et al., 1977), — так
называемые «дневные протоколы негативных мыслей». В его основе фиксация с использованием
специального протокольного бланка автоматизированных (навыковых) «цепочек мыслей», возникающих
у пациента в психотравмирующих ситуациях. В протоколе больной отмечает: ситуацию, которая в
очередной раз вызвала психотравмирующее переживание; чувство, предшествующее возникновению
«цепочки мыслей»; саму «цепочку мыслей»; свою оценку ее обоснованности; желательную
(правильную) «цепочку мыслей»; мотивировку ее правильности, желательности.
ПРОТРЕПТИКА (греч. protrepe побуждать, склонять, заставлять, принуждать).
Психотерапевтический метод, основанный на активном внушении.
Термин «П.» для обозначения
методов интенсивного перевоспитания, насильственных упражнений предложил Кречмер (Kretschmer
E., 1949).
П., по Кречмеру, используется для устранения невротической симптоматики в виде
примитивных реакций и для восстановления нормального состояния. Суть метода — в переключении с
филогенетически древних и онтогенетически ранних видов желаний (стереотипов), гипобулических
реакций на волевые, целенаправленные желания, намерения. Обуздание животных и устранение
детских форм желаний осуществляются сходными приемами, сочетающими резкие вербальные команды,
твердые, решительные действия и, если необходимо, короткие болевые раздражители.
Для активации осознанных желаний (намерений) произносятся резкие команды типа «Делай!».
При ступорозном состоянии с недостаточной контактностью начинают в отточенной манере со слов,
например, «Раз! Два!» и повторяют их, сопровождая счет твердыми, четкими движениями. Сильные
сенсорные и словесные раздражители, вызывающие у больного неприятный аффект, купируют
невротический симптом в течение «воспитательного» сеанса.
ПРЯМОЙ АНАЛИЗ РОЗЕНА. Метод понимания и лечения психозов, предложенный Розеном
(Rosen J., 1953), как видно из названия, связан с концепцией Фрейда (Freud S.), но классическая
психоаналитическая теория и техника в нем значительно модифицированы. Первые публикации Розена
появились, когда психиатрия еще ориентировалась на физические методы лечения психозов, такие как
инсулиновый шок, электросудорожная терапия, и привлекли внимание к психологическим методам
лечения шизофрении. В своей первой статье (1947) автор описал прямой психоанализ как «метод снятия
острого кататонического возбуждения». Позже (1953) он утверждал, что этот метод может
использоваться и при лечении других психических расстройств, например гебефрении или паранойи.
Он сравнивал психоз с существованием в «вечном кошмаре», а его симптоматику рассматривал как
манифестное содержание этого бесконечного ночного кошмара. Манифестное содержание, по его
словам, может быть проанализировано с позиций фрейдовской психологии сновидений, и их
интерпретация приводит к быстрому выходу из психоза. Однако описание метода в этих публикациях
было довольно фрагментарным и не давало ясной, систематизированной картины. Для ознакомления со
своей работой Розен пригласил группу психоаналитиков и психиатров. В 1956 г. в медицинском центре
Темплского университета начался долгосрочный исследовательский проект, целью которого было
наблюдение и определение процедур, составляющих П. а. Р., установление возможности обучения этим
Hosted by uCoz