Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 825 
Next page End  

следующие рекомендации:
— Когда вы отказываете, говорите решительное «нет», объясните, почему вы отказываете, но
избегайте чрезмерно извинительного тона.
— Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.
— Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.
— Смотрите прямо на человека, с которым вы говорите. Выберите «язык тела» (исключите те
позы, которые могут выражать непрямоту или недостаток уверенности в себе, например движения рта,
перемещение ног); следите за изменением вашего голоса, говорите не слишком громко, не слишком тихо.
— Когда вы выражаете досаду или критику, помните о необходимости комментировать только
поведение, избегайте нападать на личность.
— Когда комментируете поведение другого человека, старайтесь использовать Я-утверждения.
Например, вместо того чтобы сказать: «Ты животное, ты свел меня с ума», постарайтесь сказать: «Когда
вы пренебрегли социальными нормами, это было чрезвычайно неприятно, и я чувствую теперь досаду».
Когда это удобно, предложите альтернативное поведение: «Я полагаю, нам будет лучше присесть,
попытаться вместе подумать и решить, как избавиться от этого неудобства».
— Сохраняйте заготовки ваших уверенных ответов, помните о них и используйте в беседах с
друзьями. Наблюдайте за характером ролей. Помните, что вы не можете отучиться от плохих привычек
или приобрести новые навыки за одну ночь.
— Вознаграждайте себя каким-либо образом каждый раз, когда вы смогли уверенно ответить,
независимо от того, достигли вы или нет желаемых результатов со стороны другого человека.
— Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; лучше постарайтесь понять, где
вы сбились с пути и как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.
Хорошей моделью для конструирования уверенного взаимодействия, которая взята из
литературы по самопомощи, является ОЭОП (описание, эмоции, определение, последствия) —
четырехступенчатый блок по взаимодействию: 1) описание: пациент коротко и объективно описывает
неприятную ситуацию без редактирования, персонификации или разработки в деталях; 2) эмоции:
пациент говорит о своих чувствах (оптимальным здесь является использование Я-языка); 3)
определение того, что ты хочешь: пациент просит (не требует) и делает это ясно, конкретно и с учетом
специфики; 4) последствия: сообщающий говорит слушающему о тех последствиях, которые могут иметь
место в случае принятия просьбы.
Приведем пример, поясняющий эту модель.
Отец (не склонный к опеке) говорит своей бывшей жене:
Описание: когда ты планируешь мероприятия с нашим сыном во время моих с ним встреч без
обсуждения этого со мной...
Эмоции: ...я чувствую досаду и разочарование. Я скучаю по сыну, когда не имею возможности
видеть его.
Определение: я мог бы изменить свое расписание, если бы ты позвонила мне заранее, за
несколько дней, и увиделся бы с ним в другой день.
Последствия: таким образом, мы могли бы сделать то, что хотели.
В литературе наряду с термином «ассертивный тренинг» используются также термины «тренинг
уверенности в себе», «тренинг повышения чувства уверенности в себе»,
«тренинг уверенного
поведения», «тренинг самоутверждения», «тренинг умения настоять на своем» и др.
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПСИХОТЕРАПИИ. Аудиовизуальные технические
системы обеспечивают запись или воспроизведение одновременно звуковых и зрительных образов. С
их помощью визуальные сообщения в контексте музыкального или речевого сопровождения
предъявляются на экране (проекционном или электронном). В качестве аудиовизуальных технических
средств рассматривают современные киноустановки, теле- и видеосистемы. Видеотехника, по
сравнению с другими аудиовизуальными средствами, обладает рядом преимуществ: 1) относительной
простотой в эксплуатации и высокой степенью надежности; 2) возможностью многократно
использовать одну и ту же пленку (исходную матрицу) для видеозаписи; 3) возможностью изменять в
значительном диапазоне (увеличивая или замедляя) скорость воспроизведения аудиовизуальных
сообщений; 4) относительной простотой электронного монтажа видеозаписей.
Hosted by uCoz