Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 825 
Next page End  

В последние десятилетия, в связи с развитием психотерапии и расширением сферы ее
применения при лечении больных с различными заболеваниями, прежде всего нервно-психическими и
психосоматическими, все острее встает проблема повышения интенсивности, экономичности и
эффективности психотерапевтических воздействий, а также проблема подготовки квалифицированных
специалистов в этой области. Совершенствование аудиовизуальных технических средств создает новые
возможности для решения этих задач (Кульгавин Л. М., 1992; Подсадный С. А., 1994). В психотерапии
видеосистемы используются в двух основных направлениях: в процессе индивидуальной и групповой
психотерапии и при подготовке психотерапевтов (видеотренинг, создание учебных фильмов по
различным методам психотерапии и др.). Видеотехника в психотерапии призвана помочь
психотерапевту управлять познавательными процессами больных, направленно и последовательно
формировать у них специальные умственные навыки, необходимые для лучшего усвоения и
эффективного применения в реальных условиях новых моделей адаптивного поведения.
Психотерапевтический процесс с применением видеотехники основывается на двух положениях:
1) психотерапия — специфический информационный процесс, многоуровневый и двусторонний (от
психотерапевта к пациенту и наоборот); психотерапевт не просто передает больным информацию, но
конструирует свои высказывания и оптимизирует условия для распознавания содержащегося в них
смысла; 2) анализ процесса психотерапии требует психологического подхода: во-первых, необходимо
учитывать характер преобразования лечебной информации на уровне психических процессов, и, во-
вторых, лечебные факторы в значительной мере детерминируются активностью механизмов
познавательных процессов. Границы возможностей применения видеотехники в психотерапии
раскрывают 3 основных метода демонстрации видеозаписей: информационно-рецептивный,
репродуктивный и проблемного изложения.
Информационно-рецептивный метод облегчает пассивное распознавание в качестве регуляторов
межличностных отношений социальных стереотипов (ролей, норм или «штампов») данного общества.
Информация об окружающей социальной среде предлагается в уже готовом виде и призвана влиять на
поведение индивида, управлять им. Интериоризация пациентами подобных шаблонов взаимодействия
характеризует наличие у них низшего уровня эндопсихики (по А. Ф. Лазурскому). Перцептивные
способности человека ограничивают скорость усвоения социально детерминированной информации и
индивидуальную чувствительность к ней; все многообразие внешней среды он воспринимает и
распознает лишь в объеме своих перцептивных способностей. Чем интенсивнее поток информации, тем
вероятнее высокая степень искажения ее первоначального смысла. Неспособность больных быстро и
конструктивно разрешать психологические проблемы или видеть их одновременно с разных сторон
относят к числу основных характеристик при неврозах. Выход из невротического конфликта требует от
больных навыков аналитического подхода к проблемным ситуациям. Информационно-рецептивным
методом у пациентов формируют необходимые способности к аналитическому прочтению объективно
трудных для подавляющего большинства людей ситуаций. Информационно-рецептивный метод
особенно сочетается с пассивной видеообратной связью, основание для которой — исходная («чистая»)
информация без дополнительного структурирования ее разнообразными способами (комментариями
психотерапевта, изменением скорости просмотра аудиовизуальных сообщений, естественной
хронологией событий в них) или спецэффектами от использования видеотехники. Количество
предъявляемой информации легко регулируется продолжительностью видеообратной связи, а
качественные характеристики ее регламентируются отобранными видеосюжетами или вариантами
сконструированного из них видеоряда. Но креативные способности больных остаются при этом
практически невостребованными.
Репродуктивный метод, по сравнению с информационно-рецептивным, допускает более
активную обработку информации. Опора на прошлый опыт облегчает субъекту формирование
познавательного отношения к содержанию фрагмента видеозаписи, порождает операционный смысл
знания о нем, что, по сути, и есть процесс понимания. Понимание опосредует процесс получения
знания, наделяет его смыслом. Фрагменты структуры личностного знания индивид переживает как
некую ценностную норму, субъективно значимую ситуацию — образец, с которым следует сравнивать
предметное содержание непонимаемого знания. Установление связей осуществляется посредством
догадок, выводов и т. д. При репродуктивном методе положительно оцененные ситуации и действия —
Hosted by uCoz